Утверждаю
Директор МБУДО СШОР № 23
_______________ И.А. Зенищев
«09» января 2023 г.
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта «тхэквондо»
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта «тхэквондо» (далее – программа) предназначена для разработки дополнительных образовательных программ спортивной подготовки по виду спорта «тхэквондо».
- Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта «тхэквондо» должна иметь следующую структуру:
титульный лист (приложение № 1 к программе); пояснительная записка;
теоретический раздел; практический раздел;
иные требования и условия реализации Программы.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Краткая характеристика вида спорта «тхэквондо»
Вид спорта «тхэквондо» - олимпийски вид спорта, корейское боевое искусство.Расшифровывается как «путь ноги и кулака». В бою тхэквондисты чаще используютноги, примерно 70% ударов – это удары ногами. Уровень мастерства отмечаетсяпоясом определенного цвета - от белого до черного. Цветные пояса называютгыпами, черные -данами.
Спортивные дисциплины вида спорта «тхэквондо» определяются организацией, реализующей (разрабатывающей) дополнительную образовательную программу спортивной подготовки по виду спорта «тхэквондо» (далее – Организация), самостоятельно в соответствии со Всероссийским реестром видов спорта, а также Таблицей № 1.
Таблица №1
Спортивные дисциплины вида спорта «тхэквондо»
Наименование спортивной дисциплины | номер-код спортивной дисциплины | ||||||
ВТФ - весовая категория 29 кг | 047 | 001 | 1 | 8 | 1 | 1 | Д |
ВТФ - весовая категория 33 кг | 047 | 003 | 1 | 8 | 1 | 1 | Н |
ВТФ - весовая категория 37 кг | 047 | 004 | 1 | 8 | 1 | 1 | Н |
ВТФ - весовая категория 41 кг | 047 | 005 | 1 | 8 | 1 | 1 | Н |
ВТФ - весовая категория 42 кг | 047 | 006 | 1 | 8 | 1 | 1 | Д |
ВТФ - весовая категория 44 кг | 047 | 008 | 1 | 8 | 1 | 1 | Д |
ВТФ - весовая категория 45 кг | 047 | 009 | 1 | 8 | 1 | 1 | Ю |
ВТФ - весовая категория 46 кг | 047 | 010 | 1 | 8 | 1 | 1 | Б |
ВТФ - весовая категория 47 кг | 047 | 011 | 1 | 8 | 1 | 1 | Д |
ВТФ - весовая категория 48 кг | 047 | 012 | 1 | 8 | 1 | 1 | Ю |
ВТФ - весовая категория 49 кг | 047 | 013 | 1 | :6 | 1 | 1 | С |
ВТФ - весовая категория 51 кг | 047 | 015 | 1 | 8 | 1 | 1 | Н |
ВТФ - весовая категория 52 кг | 047 | 016 | 1 | 8 | 1 | 1 | Д |
ВТФ - весовая категория 53 кг | 047 | 017 | 1 | 8 | 1 | 1 | С |
ВТФ - весовая категория 54 кг | 047 | 018 | 1 | 8 | 1 | 1 | А |
ВТФ - весовая категория 55 кг | 047 | 019 | 1 | 8 | 1 | 1 | Н |
ВТФ - весовая категория 57 кг | 047 | 020 | 1 | 6 | 1 | 1 | С |
ВТФ - весовая категория 58 кг | 047 | 021 | 1 | 6 | 1 | 1 | А |
ВТФ - весовая категория 59 кг | 047 | 022 | 1 | 8 | 1 | 1 | Н |
ВТФ - весовая категория 59+ кг | 047 | 023 | 1 | 8 | 1 | 1 | Д |
ВТФ - весовая категория 61 кг | 047 | 024 | 1 | 8 | 1 | 1 | Ю |
ВТФ - весовая категория 62 кг | 047 | 025 | 1 | 8 | 1 | 1 | Б |
ВТФ - весовая категория 63 кг | 047 | 026 | 1 | 8 | 1 | 1 | Ф |
ВТФ - весовая категория 63+ кг | 047 | 027 | 1 | 8 | 1 | 1 | Д |
ВТФ - весовая категория 65 кг | 047 | 028 | 1 | 8 | 1 | 1 | Ю |
ВТФ - весовая категория 65+ кг | 047 | 029 | 1 | 8 | 1 | 1 | Ю |
ВТФ - весовая категория 67 кг | 047 | 030 | 1 | 6 | 1 | 1 | Б |
ВТФ - весовая категория 67+ кг | 047 | 031 | 1 | 6 | 1 | 1 | Ж |
ВТФ - весовая категория 68 кг | 047 | 032 | 1 | 6 | 1 | 1 | Ф |
ВТФ - весовая категория 68+ кг | 047 | 033 | 1 | 8 | 1 | 1 | Д |
ВТФ - весовая категория 73 кг | 047 | 036 | 1 | 8 | 1 | 1 | С |
ВТФ - весовая категория 73+ кг | 047 | 037 | 1 | 8 | 1 | 1 | С |
ВТФ - весовая категория 74 кг | 047 | 038 | 1 | 8 | 1 | 1 | А |
ВТФ - весовая категория 78 кг | 047 | 039 | 1 | 8 | 1 | 1 | Ю |
ВТФ - весовая категория 78+ кг | 047 | 040 | 1 | 8 | 1 | 1 | Ю |
ВТФ - весовая категория 80 кг | 047 | 041 | 1 | 6 | 1 | 1 | А |
ВТФ - весовая категория 80+ кг | 047 | 042 | 1 | 6 | 1 | 1 | М |
ВТФ - весовая категория 87 кг | 047 | 045 | 1 | 8 | 1 | 1 | А |
ВТФ - весовая категория 87+ кг | 047 | 046 | 1 | 8 | 1 | 1 | А |
ВТФ - командные соревнования | 047 | 047 | 1 | 8 | 1 | 1 | Л |
ВТФ - пхумсэ - индивидуальная программа | 047 | 048 | 1 | 8 | 1 | 1 | Я |
ВТФ - пхумсэ - двойки смешанные | 047 | 049 | 1 | 8 | 1 | 1 | Я |
ВТФ - пхумсэ- тройки | 047 | 050 | 1 | 8 | 1 | 1 | Я |
ВТФ - пхумсэ - пятерки смешанные | 047 | 051 | 1 | 8 | 1 | 1 | Я |
ВТФ - пхумсэ - фристайл - индивидуальная программа | 047 | 067 | 1 | 8 | 1 | 1 | Я |
ВТФ - пхумсэ - фристайл – двойки смешанные | 047 | 068 | 1 | 8 | 1 | 1 | Я |
ВТФ - пхумсэ - фристайл – пятерки смешанные | 047 | 069 | 1 | 8 | 1 | 1 | Н |
ВТФ - ПОДА - весовая категория 49 кг (К41-К44) | 047 | 002 | 1 | 7 | 1 | 1 | Ж |
ВТФ - ПОДА - весовая категория 58 кг (К41-К44) | 047 | 007 | 1 | 7 | 1 | 1 | Ж |
ВТФ - ПОДА - весовая категория 58+ кг (К41-К44) | 047 | 014 | 1 | 7 | 1 | 1 | Ж |
ВТФ - ПОДА - весовая категория 61 кг (К41-К43) | 047 | 034 | 1 | 7 | 1 | 1 | М |
ВТФ - ПОДА - весовая категория 61 кг (К44, ОК) | 047 | 035 | 1 | 7 | 1 | 1 | М |
ВТФ - ПОДА - весовая категория 75 кг (К41-К42) | 047 | 043 | 1 | 7 | 1 | 1 | М |
ВТФ - ПОДА - весовая категория 75 кг (К43, К44, ОК) | 047 | 044 | 1 | 7 | 1 | 1 | М |
ВТФ - ПОДА - весовая категория 75+ кг (К41-К42) | 047 | 179 | 1 | 7 | 1 | 1 | М |
ВТФ - ПОДА - весовая категория 75+ кг (К43, К44, ОК) | 047 | 180 | 1 | 7 | 1 | 1 | М |
ВТФ - ПОДА - пхумсэ (Р31-Р34) | 047 | 070 | 1 | 7 | 1 | 1 | Л |
- Отличительные особенности спортивных дисциплин вида спорта «тхэквондо»
Комплексы упражнений – основа техники тхэквондо. Спортивные дисциплины, содержащие в своем наименовании словосочетание «ВТФ – пхумсэ» вида спорта «тхэквондо» предоставляет высокоэффективную программу подготовки занимающихся данным видом спорта на основе базовых комплексных упражнений -
«пхумсе». Очень часто этот вид «тхэквондо» используют на показательных выступлениях, многие спортсмены специализируются исключительно в этой дисциплине. По «пхумсе» проводятся отдельные национальные, континентальные и мировые чемпионаты. Спортсмены выступают в индивидуальном и парном разряде.
Спортивные дисциплины вида спорта «тхэквондо», содержащие в своем наименовании словосочетания: «ВТФ – весовая категория», «ВТФ – командные соревнования» (Поединки – на практике техники тхэквондо). Это бой по правилам, дающий возможность максимально использовать богатый арсенал ударов, продемонстрировать уровень своей техники, стойкость, выносливость, характер, волю к победе. Правила проведения спаррингов в разных версиях тхэквондо существенно различаются. «Керуги, спарринг» версии ВТФ, является олимпийским видом спорта. Особое внимание в «керуги» уделяется ударам ногами, динамичности и зрелищности поединков за счет уменьшения соревновательной площадки и объективной судейской оценке, результатов поединка. Обязательным является использование электронных жилетов, которые не предвзято фиксируют нанесение ударов во время спортивных соревнований. Существуют ограничения на удары руками, на удары в некоторые части тела соперника. В целом, данная версия тхэквондо достигла высокого уровня проведения спортивных поединков, которые являются олимпийским видом спорта.
- Цель, основные задачи и планируемые результаты реализации программы
Целью реализации программы является достижение спортивных результатов на основе соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебно-тренировочном процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и поэтапного процесса спортивной подготовки.
Достижение поставленной цели предусматривает решение основных задач: оздоровительные; образовательные; воспитательные; спортивные.
Планируемые результаты освоения программы представляют собой систему ожидаемых результатов освоения обучающими всех компонентов учебно-тренировочного и соревновательного процессов, также обеспечивает формирование личностных результатов: овладение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и уровня физической подготовленности, о соответствии их возрастным нормативам, об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики перетренированности (недотренированности), перенапряжения; овладение знаниями и навыками инструкторской деятельности и судейской практики; умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха, соблюдать правила безопасности и содержать в порядке спортивный инвентарь, оборудование, спортивную одежду, осуществлять подготовку спортивного инвентаря к учебно-тренировочным занятиям и спортивным соревнованиям; умение анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях, находить адекватные способы поведения и взаимодействия в соревновательный период; развитие понимания о здоровье, как о важнейшем условии саморазвития и самореализации человека, умение добросовестно выполнять задания тренера-преподавателя, осознанно стремиться к освоению новых знаний и умений, умение организовывать места тренировочных занятий и обеспечивать их безопасность, ориентирование на определение будущей профессии, приобретение
навыков по участию в спортивных соревнованиях различного уровня.
- «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ» ПРОГРАММЫ
Теоретический раздел программы предусматривает нормативные аспекты, которые необходимо учесть при разработке дополнительных образовательных программ спортивной подготовки по виду спорта «тхэквондо» в своих регионах.
В данном разделе указаны минимальные и максимальные требования по: срокам реализации этапов спортивной подготовки; возрастным границам лиц, проходящих спортивную подготовку; наполняемости учебно-тренировочных групп; планируемом объеме соревновательной деятельности; учебно-тренировочным нагрузкам к объему учебно-тренировочного процесса.
Медицинские требования к обучающимся по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки устанавливаются в соответствии на основании требований, предъявляемых приказом Минздрава России от 23.10.2020 № 1144н «Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных мероприятиях» (зарегистрирован Минюстом России 03.12.2020, регистрационный
№ 61238).
- Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку, по отдельным этапам:
На этап начальной подготовки зачисляются лица, которым в текущем году исполнилось (или) исполнится количество лет по году рождения, соответствующее возрасту зачисления, а также лица, старше зачисляемого возраста на этап начальной подготовки и учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) до трех лет. При этом при комплектовании учебно-тренировочных групп разница в возрасте зачисляемых лиц не должна быть более двух лет.
На этапах начальной подготовки и учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) до трех лет допускается зачисление лиц, прошедших спортивную подготовку в других организациях и (или) по другим видах спорта и выполнивших требования, необходимые для зачисления, согласно нормативам по физической подготовке, установленных в дополнительной образовательной программе по виду спорта «тхэквондо» с учетом сроков реализации этапов спортивной подготовки и возрастных границ лиц, проходящих спортивную подготовку, по отдельным этапам.
Таблица № 2
Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку, по отдельным этапам
Этапы спортивной подготовки | Срок реализации этапов спортивной подготовки | Возраст зачисления (лет) |
Для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании словосочетание «ВТФ - пхумсэ» | ||
Начальной подготовки | до одного года обучения | 7 |
свыше одного года обучения | 8 | |
Учебно-тренировочный(этап спортивной специализации) | до трех лет обучения | 10 |
свыше трех лет обучения | 13 | |
Совершенствования спортивного мастерства | до одного года обучения | 14 |
свыше одного года обучения: | 15 | |
Высшего спортивного мастерства | до одного года обучения | 16 |
свыше одного года обучения | 17 | |
Для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании словосочетания: «ВТФ - весовая категория», «ВТФ - командные соревнования» | ||
Начальной подготовки | до одного года обучения | 10 |
свыше одного года обучения | 11 | |
Учебно-тренировочный(этап спортивной специализации) | до трех лет обучения | 12 |
свыше трех лет обучения | 15 | |
Совершенствования спортивного мастерства | до одного года обучения | 15 |
свыше одного года обучения: | 16 | |
Высшего спортивного мастерства | до одного года обучения | 16 |
свыше одного года обучения | 17 | |
Для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании словосочетание «ПОДА - пхумсэ» (I, II, III функциональные группы) | ||
Начальной подготовки | до одного года обучения | 9 |
свыше одного года обучения | 10 | |
Учебно-тренировочный(этап спортивной специализации) | до трех лет обучения | 12 |
свыше трех лет обучения | 15 | |
Совершенствования спортивного мастерства | до одного года обучения | 16 |
свыше одного года обучения: | 17 | |
Высшего спортивного мастерства | до одного года обучения | 17 |
свыше одного года обучения | 18 | |
Для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании словосочетание «ПОДА - весовая категория» (I, II, III функциональные группы) |
Начальной подготовки | до одного года обучения | 10 |
свыше одного года обучения | 11 | |
Учебно-тренировочный(этап спортивной специализации) | до трех лет обучения | 12 |
свыше трех лет обучения | 15 | |
Совершенствования спортивного мастерства | до одного года обучения | 16 |
свыше одного года обучения: | 17 | |
Высшего спортивного мастерства | до одного года обучения | 18 |
свыше одного года обучения | 19 |
- Наполняемость учебно-тренировочных групп на этапах спортивной
подготовки
Наполняемость групп определяется Организацией с учетом единовременной пропускной способности спортивного сооружения (объекта спорта), используемого при реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта «тхэквондо».
Таблица № 3
Наполняемость учебно-тренировочных групп на этапах спортивной подготовки
Этапы спортивной подготовки | Количественный состав группы (человек) | ||
Начальной подготовки | до одного года обучения | 12-24 | |
свыше одного года обучения | |||
Учебно- тренировочный (этап спортивной специализации) | до трех лет обучения | 8-16 | |
свыше трех лет обучения | |||
Совершенствования спортивного мастерства | до одного года обучения | 4-6 | |
свыше одного года обучения: | |||
Высшего спортивного мастерства | до одного года обучения | 1-3 | |
свыше одного года обучения | |||
Для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании словосочетание «ПОДА - пхумсэ» | |||
Этапы спортивной подготовки | Функциональные группы | Количественный состав группы |
(человек) | |||
Начальной подготовки | До года, свыше года | III | 4 |
II | 3 | ||
I | 2 | ||
Учебно- тренировочный (этап спортивной специализации) | До двух лет | III | 4 |
II | 3 | ||
I | 2 | ||
Свыше двух лет | III | 3 | |
II | 2 | ||
I | 1 | ||
Совершенствования спортивного мастерства | Все периоды | III | 3 |
II | 2 | ||
I | 1 | ||
Высшего спортивного мастерства | Все периоды | III | 2 |
II | 2 | ||
I | 1 | ||
Для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании словосочетание «ПОДА - весовая категория» | |||
Начальной подготовки | До года, свыше года | III | 4 |
II | 3 | ||
I | 2 | ||
Учебно- тренировочный (этап спортивной специализации) | До двух лет | III | 4 |
II | 3 | ||
I | 2 | ||
Свыше двух лет | III | 4 | |
II | 3 | ||
I | 1 | ||
Совершенствования спортивного мастерства | Все периоды | III | 3 |
II | 2 | ||
I | 1 | ||
Высшего спортивного мастерства | Все периоды | III | 3 |
II | 2 | ||
I | 1 |
- Планируемый объем соревновательной деятельности по виду спорта
«тхэквондо»
Планируемый объем соревновательной деятельности устанавливается в программе по типу соревнований: контрольные, отборочные, основные, с учетом особенностей видов спорта, с учетом задачам спортивной подготовки на различных этапах спортивной подготовки, уровня подготовленности
и состоянием тренированности обучающегося по дополнительной образовательной программе спортивной подготовки (далее – обучающийся).
В дополнительной образовательной программе спортивной подготовки Организацией указывается количество спортивных соревнований в соответствии с единым календарным планом межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и с учетом значений, утвержденных в государственном (муниципальном) задании.
Контрольные соревнования проводятся с целью определения уровня подготовленности обучающихся, оценивается уровень развития физических качеств, выявляются сильные и слабые стороны спортсмена. Контрольную функцию могут выполнять как официальные спортивные соревнования различного уровня, так и специально организованные Организацией.
Отборочные соревнования проводятся с целью отбора обучающихся и комплектования команд для выступления на основных спортивных соревнованиях и выполнения требований Единой всероссийской спортивной классификации.
Основные соревнования проводятся с целью достижения спортивных результатов и выполнения требований Единой всероссийской спортивной классификации.
Таблица № 3
Планируемый объем соревновательной деятельности по виду спорта
«тхэквондо»
Виды спортивных соревнований, игр | Этапы и годы спортивной подготовки | |||||
Этап начальной подготовки | Учебно- тренировочный этап (этап спортивной специализации) | Этап совершенствования спортивного мастерства | Этап высшего спортивногомастерства | |||
До года | Свыше года | До трех лет | Свыше трех лет | |||
Для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании словосочетание «ВТФ - пхумсэ» | ||||||
Контрольные | - | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 |
Отборочные | - | - | 1 | 2 | 2 | 2 |
Основные | - | - | 1 | 1 | 2 | 2 |
Для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании словосочетания: «ВТФ - весовая категория», «ВТФ - командные соревнования | ||||||
Контрольные | - | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 |
Отборочные | - | - | 1 | 2 | 2 | 2 |
Основные | - | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
Для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании аббревиатуру «ПОДА» (I, II, III функциональные группы) | ||||||
Контрольные | - | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 |
Отборочные | - | - | 1 | 2 | 2 | 2 |
Основные | - | - | 1 | 2 | 2 | 2 |
- Учебно-тренировочные нагрузки к объему учебно-тренировочного процесса
Учебно-тренировочная нагрузка к объему учебно-тренировочного процесса рассчитывается для каждого учебно-тренировочного занятия на основании ее интенсивности, длительности и для каждого этапа спортивной подготовки имеет свой часовой недельный (годовой) объем.
В объем учебно-тренировочной нагрузки входит время восстановления организма обучающегося после определенной нагрузки и при кратковременной тренировки с высокой интенсивностью и долговременной тренировки с низкой интенсивностью, а также аспекты морально-волевой и теоретической подготовки.
Общий годовой объем учебно-тренировочной работы, предусмотренный режимами работы (Таблица № 5), для этапов: учебно-тренировочного свыше трех лет, совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, может быть сокращен не более чем на 25 %, реализуемых в период учебно- тренировочных мероприятий, а также на основании индивидуальных планов спортивной подготовки.
Таблица № 5
Учебно-тренировочные нагрузки к объему учебно-тренировочного процесса
Этапный норматив | Этапы и годы спортивной подготовки | |||||
Этап начальной подготовки | Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) | Этап совершенст- вования спортивного мастерства | Этап высшего спортив- ного мастерства | |||
До года | Свыше года | До трехлет | Свыше трех лет | |||
Для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании словосочетание «ВТФ - пхумсэ» | ||||||
Количество часов в неделю | 4,5-6 | 6-8 | 10-14 | 16-18 | 20-24 | 24-32 |
Общее количество часов в год | 234-312 | 312-416 | 520-728 | 832-936 | 1040-1248 | 1248-1664 |
Для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании словосочетания: «ВТФ - весовая категория», «ВТФ - командные соревнования» | ||||||
Количество часов в неделю | 4,5-6 | 6-8 | 12-14 | 16-18 | 20-24 | 24-32 |
Общее количество часов в год | 234-312 | 312-416 | 624-728 | 832-936 | 1040-1248 | 1248-1664 |
Для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании словосочетание «ПОДА - пхумсэ» (I функциональная группа) | ||||||
Количество часов в неделю | 4,5-6 | 6-8 | 8-10 | 10-12 | 16-18 | 18-20 |
Общее количество часов в год | 234-312 | 312-416 | 416-624 | 520-728 | 832-1040 | 936-1248 |
Для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании словосочетание «ПОДА - пхумсэ» (II, III функциональные группы) | ||||||
Количество часов в неделю | 4,5-6 | 6-8 | 10-12 | 12-14 | 16-18 | 20-22 |
Общее количество часов в год | 234-312 | 312-416 | 520-624 | 624-728 | 936-1040 | 1040-1248 |
Для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании словосочетание «ПОДА - весовая категория» (I, II, III функциональные группы) | ||||||
Количество часов в неделю | 4,5-6 | 6-8 | 10-12 | 16-18 | 20-22 | 22-24 |
Общее количество часов в год | 234-312 | 312-416 | 520-624 | 832-936 | 1040-1248 | 1248-1456 |
- Медицинские требования к обучающимся по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки
Для прохождения обучения по дополнительной образовательной программе спортивной подготовки допускаются лица, получившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний для занятий видом спорта
«тхэквондо».
Организация ведет контроль за прохождением обучающимися медицинского обследования.
Обучающийся, должен иметь медицинский допуск к учебно-тренировочным занятиям и к соревновательным мероприятиям.
- «Практический раздел» Программы
- Годовой учебно-тренировочный план
Примерный годовой учебно-тренировочный план по виду спорта «тхэквондо» (далее – учебный план) определяет общий объем учебно-тренировочной нагрузки по видам спортивной подготовки, видам деятельности, практикам и распределяет учебное время, отводимое на их освоение по этапам спортивной подготовки и по годам обучения. Учебный план составляется и утверждается Организацией ежегодно на 52 недели (в часах).
Учебный план определяет общую структуру планируемого учебно- тренировочного процесса в рамках деятельности Организации, совокупность отдельных относительно самостоятельных, но не обособленных в их закономерных связях видах спортивной подготовки, соотношении и последовательности их как органических звеньев единого процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки, оптимально вносящий свой вклад для достижения спортивных результатов.
Представленные в учебном плане тренировочные мероприятия – теоретическая подготовка, инструкторская и судейская практика, учебно- тренировочные, антидопинговые, воспитательные, аттестационные мероприятия, медико-биологическое обследование являются неотъемлемой частью тренировочного процесса и регулируются Организацией самостоятельно, указанные тренировочные мероприятия входят в годовой объем тренировочной нагрузки.
Объем тренировочной нагрузки на этапе высшего спортивного мастерства представлен одним учебно-тренировочным годом, но необходимо учесть, что представленные параметры нагрузки не изменяются в течение всего периода обучения на данном этапе.
Учебный план заполняется Организаций в соответствии с формой и примерными объемами по видам подготовки, представленной в приложении № 2 к Примерной программе.
- Календарный учебно-тренировочный график
Календарный учебно-тренировочный график (далее – учебно-тренировочный график) составляется на учебный год Организацией самостоятельно по каждому этапу спортивной подготовки согласно объему соревновательной деятельности, определенному в Примерной программе, включающий в себя перечень спортивных и учебно-тренировочных мероприятий, период прохождения аттестации в течение учебного года, медико-биологических мероприятий, восстановительных мероприятий по отдельным этапам, определяет календарный период проведения мероприятия.
При составлении учебно-тренировочного графика могут быть учтены различные принципы периодизации учебного года в Организации.
При составлении учебно-тренировочного графика Организацией учитываются особенности осуществления спортивной подготовки по виду спорта «тхэквондо».
- Перечень учебно-тренировочных мероприятий
Учебно-тренировочные мероприятия проводятся Организацией для подготовки обучающихся к соревновательной деятельности, а также для контроля за уровнем физической подготовленности и период проведения учитываются в учебно-тренировочном графике.
Перечень учебно-тренировочных мероприятий представлен в приложении
№ 3 к Примерной программе.
- Режим учебно-тренировочного процесса
Режим учебно-тренировочного процесса составляется Организацией для каждой учебно-тренировочной группы с учетом единовременной пропускной способности спортивного сооружения (объекта спорта) и включает в себя:
наименование вида спорта (спортивной дисциплины); фамилия, имя, отчество тренера-преподавателя;
этап спортивной подготовки и год обучения; дни недели;
количество часов в неделю;
место проведения учебно-тренировочных занятий; количество обучающихся;
начало и окончание учебно-тренировочного занятия.
- Рабочая программа тренера-преподавателя
Рабочая программа тренера-преподавателя составляется на каждый реализуемый этап спортивной подготовки на основании дополнительной образовательной программы спортивной подготовки Организации.
Рабочая программа тренера-преподавателя обеспечивает достижение планируемых результатов освоения дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорту на этапах спортивной подготовки.
Функции рабочей программы тренера-преподавателя:
нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения тренером-преподавателем в полном объеме;
целеполагающая, то есть определяет ценности и задачи, ради достижения которых она введена на этапах спортивной подготовки по годам обучения;
содержательная, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к минимуму содержания);
процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия учебно-тренировочного процесса;
оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня освоения дополнительной образовательной программы спортивной подготовки обучающихся.
Структура рабочей программы тренера-преподавателя:
- Титульный лист;
- Пояснительная записка;
- Нормативно-методические инструментарии тренировочного процесса;
- Прогнозируемый результат учебно-тренировочной деятельности отдельного этапа спортивной подготовки;
Содержание рабочей программы тренера-преподавателя:
- Титульный лист (на бланке Организации):
- Гриф согласования с руководителем Организации;
- Название рабочей программы тренера-преподавателя, фамилия, имя, отчество тренера-преподавателя, реализуемый этап спортивной подготовки, год обучения, срок реализации (не более года);
- Пояснительная записка:
- Цель и задачи этапа спортивной подготовки;
- Прогнозируемый результат учебно-тренировочной деятельности реализуемого этапа спортивной подготовки;
- Нормативно-методические инструментарии тренировочного процесса:
- Перспективный план спортивной подготовки (для этапов совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства);
- Годовой план спортивной подготовки (для реализуемых этапов);
- План по месяцам;
- Индивидуальный план спортивной подготовки составляется для каждого спортсмена этапов совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства;
VI. Прогнозируемый результат учебно-тренировочной деятельности реализуемого этапа спортивной подготовки.
- Календарный план воспитательной работы
Примерный календарный план воспитательной работы составляется Организацией на учебный год с учетом учебного плана, учебно-тренировочного графика и следующих основных задач воспитательной работы:
формирование духовно-нравственных, морально-волевых и этических качеств; воспитание лидерских качеств, ответственности и патриотизма;
всестороннее гармоничное развитие физических качеств; укрепление здоровья спортсменов;
привитие навыков здорового образа жизни;
формирование основ безопасного поведения при занятиях спортом;
развитие и совершенствование навыков саморегуляции и самоконтроля.
Примерный календарный план воспитательной работы приведен в приложение № 4 к Примерной программе.
- План мероприятий,
направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним
План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним, составляется Организацией на учебно-тренировочный год с учетом учебного плана, учебно-тренировочного графика, примерного плана мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним (приложение
№ 5 к Примерной программе).
В примерный план мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним включаются мероприятия, направленные на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним, а также мероприятия по научно-методическому обеспечению, которые реализуются в рамках воспитательной работы тренера-преподавателя, включающей в том числе научную, творческую и исследовательскую работу, а также другую работу, предусмотренную трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом (методическую, подготовительную, организационную, диагностическую, работу по ведению мониторинга, работу, предусмотренную планами спортивных и иных мероприятий, проводимых с обучающимися спортсменами, участие в работе коллегиальных органов управления Организацией).
Среди мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним, выделяют беседы с обучающимися в условиях учебно- тренировочных занятий, беседы с родителями в рамках родительских собраний об определении понятия «допинг», последствиях допинга в спорте для здоровья спортсменов, об ответственности за нарушение антидопинговых правил, об особенностях процедуры проведения допинг-контроля.
- Аттестационные формы контроля учебно-тренировочного процесса и оценочные материалы
Аттестация в спорте представляет собой систему контроля, включающую дифференцированный и объективный мониторинг результатов учебно- тренировочного процесса, соревновательной деятельности и уровня подготовленности обучающихся. Контрольные занятия обеспечивают текущий контроль, промежуточную и итоговую информацию об уровне и результатах освоения программного материала спортивной подготовки каждым отдельным обучающимся спортсменом, представленными выполнением нормативных и квалификационных требований по годам и этапам спортивной подготовки.
Оценочный материал представлен комплексами контрольных упражнений для оценки общей физической, специальной физической, технической, тактической подготовки лиц, проходящих в Организации спортивную подготовку по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки.
Обязательноеконтрольноетестированиевключает:
нормативы по общей физической подготовке, основанные на требованиях федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «тхэквондо»;
контроль выполнения квалификационных требований обучающимся соответствующего года учебно-тренировочного этапа проводится с учетом приложения № 6 к Примерной программе «Аттестационные формы контроля учебно-тренировочного процесса и оценочные материалы».
- Иные требования и условия реализации Программы
- Требования к технике безопасности в условиях учебно- тренировочных занятий
Учебно-тренировочные занятия, физкультурные и спортивные мероприятия разрешается проводить:
при условии наличия соответствующей квалификации тренерско- преподавательского состава, медицинского и иного персонала;
при наличии медицинского допуска у обучающихся к физкультурно- спортивным занятиям;
при соответствии спортивной экипировки санитарно-гигиеническим нормам, правилам спортивных соревнований и методике учебно-тренировочного процесса;
при соответствии мест проведения учебно-тренировочного процесса, спортивных соревнований, физкультурных и спортивных мероприятий санитарным нормам и условиям безопасности;
при условии готовности места проведения, инвентаря и оборудования к конкретному мероприятию;
при ознакомлении каждого обучающегося с правилами техники безопасности.
- Требования к оборудованию и спортивному инвентарю,
спортивной экипировке, необходимые для реализации программы
Примерные требования к оборудованию и спортивному инвентарю, спортивной экипировке, необходимые для реализации Программы устанавливаются в дополнительной образовательной программе спортивной подготовки с учетом приложения № 7 к Примерной программе.
- Перечень информационного обеспечения Программы
Информационное обеспечение деятельности Организации – многогранный процесс, направленный на решение профессиональных, организационных и воспитательных задач, формирование и структурирование информационного пространства Организации с использованием всей совокупности информационных ресурсов и информационных технологий в целях гармонизации спортивной и образовательной деятельности.
Примерный перечень информационного обеспечения Программы приведен в приложении № 7 к программе.
Приложение № 1
к программе спортивной подготовки по виду спорта «тхэквондо»
Таблица №1
Годовой учебно-тренировочный план для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании словосочетание «ВТФ - пхумсэ»
№ п/п | Видыподготовки | Этапы и годы подготовки | |||||
Этап начальной подготовки | Учебно-тренировочный этап(этап спортивной специализации) | Этап совершенствования спортивного мастерства | Этап высшего спортивного мастерства | ||||
До года | Свыше года | До трех лет | Свыше трех лет | ||||
Недельная нагрузка в часах | |||||||
4,5-6 | 6-8 | 12-14 | 16-18 | 20-24 | 24-32 | ||
Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в часах | |||||||
2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 | ||
Наполняемость групп (чел) | |||||||
Заполняется Организацией самостоятельно с учетом суммарного количества обучающихся на этапах (годах) спортивной подготовки | |||||||
1. | Физическая подготовка: | 99-130 | 125-164 | 159-220 | 238-274 | 275-328 | 309-427 |
Общая физическая подготовка | 74-90 | 87-110 | 86-120 | 122-126 | 113-135 | 106-147 |
Специальная физическая подготовка | 25-40 | 38-54 | 73-100 | 116-148 | 162-193 | 203-280 | |
2. | Техническая подготовка | 78-110 | 105-132 | 148-210 | 230-247 | 285-310 | 320-404 |
3. | Тактическая подготовка | 6-8 | 13-17 | 41-75 | 100-111 | 128-184 | 213-293 |
4. | Психологическаяподготовка | 6-8 | 10-13 | 16-19 | 26-30 | 32-39 | 39-53 |
5. | Теоретическаяподготовка | 6-8 | 10-13 | 16-22 | 27-30 | 32-39 | 45-66 |
6. | Аттестация | 6-6 | 6-6 | 16-20 | 24-30 | 24-30 | 24-30 |
7. | Соревновательнаядеятельность | - | - | 26-32 | 42-47 | 52-62 | 62-83 |
8. | Инструкторская практика | 1-1 | 2-2 | 5-6 | 8-9 | 10-12 | 12-17 |
9. | Судейская практика | - | - | 5-6 | 8-9 | 10-12 | 12-17 |
10. | Восстановительные мероприятия | 3-6 | 6-24 | 30-40 | 40-50 | 80-100 | 80-100 |
11. | Медицинское обследование | 4-4 | 4-4 | 6-6 | 6-6 | 8-8 | 8-8 |
Вариативная часть, формируемая Организацией: | |||||||
12. | Самоподготовка | 23-31 | 31-41 | 52-72 | 83-93 | 104-124 | 124-166 |
13. | Интегральная подготовка | - | - | - | - | - | - |
Общее количество часов в год | 234-312 | 312-416 | 624-728 | 832-936 | 1040-1248 | 1248-1664 |
Таблица № 2
Годовой учебно-тренировочный план для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании словосочетания «ВТФ - весовая категория», «ВТФ - командные соревнования»
№ п/п | Видыподготовки | Этапы и годы подготовки | |||||
Этап начальной подготовки | Учебно-тренировочный этап(этап спортивной специализации) | Этап совершенствования спортивного мастерства | Этап высшего спортивного мастерства | ||||
До года | Свыше года | До трех лет | Свыше трех лет | ||||
Недельная нагрузка в часах | |||||||
4,5-6 | 6-8 | 12-14 | 16-18 | 20-24 | 24-32 | ||
Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в часах | |||||||
2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 | ||
Наполняемость групп (чел) | |||||||
Заполняется Организацией самостоятельно с учетом суммарного количества обучающихся на этапах (годах) спортивной подготовки | |||||||
1. | Физическая подготовка: | 101-133 | 110-140 | 214-220 | 238-274 | 275-328 | 309-427 |
Общая физическая подготовка | 70-93 | 72-87 | 117-120 | 122-126 | 113-135 | 106-147 | |
Специальная физическая подготовка | 31-40 | 38-53 | 97-100 | 116-148 | 162-193 | 203-280 | |
2. | Техническая подготовка | 78-107 | 105-134 | 197-210 | 230-247 | 285-310 | 320-404 |
3. | Тактическая подготовка | 6-8 | 13-17 | 41-75 | 100-111 | 128-184 | 213-293 |
4. | Психологическаяподготовка | 6-8 | 10-13 | 16-19 | 26-30 | 32-39 | 39-53 |
5. | Теоретическаяподготовка | 6-8 | 10-13 | 16-22 | 27-30 | 32-39 | 45-66 |
6. | Аттестация | 6-8 | 6-6 | 16-20 | 24-30 | 24-30 | 24-30 |
7. | Соревновательнаядеятельность | - | 12-16 | 26-32 | 42-47 | 52-62 | 62-83 |
8. | Инструкторская практика | 1-1 | 2-4 | 5-6 | 8-9 | 10-12 | 12-17 |
9. | Судейская практика | - | 3-4 | 5-6 | 8-9 | 10-12 | 12-17 |
10. | Восстановительные мероприятия | 3-6 | 6-24 | 30-40 | 40-50 | 80-100 | 80-100 |
11. | Медицинское обследование | 4-4 | 4-4 | 6-6 | 6-6 | 8-8 | 8-8 |
Вариативная часть, формируемая Организацией: | |||||||
12. | Самоподготовка | 23-31 | 31-41 | 52-72 | 83-93 | 104-124 | 124-166 |
13. | Интегральная подготовка | - | - | - | - | - | - |
Общее количество часов в год | 234-312 | 312-416 | 624-728 | 832-936 | 1040-1248 | 1248-1664 |
Таблица № 3
Годовой учебно-тренировочный план для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании словосочетание «ПОДА - пхумсэ» (I функциональная группа)
№ п/п | Видыподготовки | Этапы и годы подготовки | |||||
Этап начальной подготовки | Учебно- тренировочный этап(этап спортивной специализации) | Этап совершенствования спортивного мастерства | Этап высшего спортивного мастерства | ||||
До года | Свыше года | До трех лет | Свыше трех лет | ||||
Недельная нагрузка в часах | |||||||
4,5-6 | 6-8 | 8-10 | 10-12 | 16-18 | 18-20 | ||
Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в часах | |||||||
2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 | ||
Наполняемость групп (чел) | |||||||
Заполняется Организацией самостоятельно с учетом суммарного количества обучающихся на этапах (годах) спортивной подготовки | |||||||
1. | Физическая подготовка: | 95-129 | 118-171 | 125-151 | 146-178 | 228-261 | 270-285 |
Общая физическая подготовка | 70-95 | 80-115 | 80-96 | 90-95 | 128-135 | 140-147 | |
Специальная физическая подготовка | 25-34 | 38-56 | 45-55 | 56-83 | 100-126 | 130-138 | |
2. | Техническая подготовка | 84-111 | 115-137 | 116-120 | 109-110 | 150-155 | 160-170 |
3. | Тактическая подготовка | 6-8 | 10-13 | 15-19 | 22-30 | 35-39 | 39-43 |
4. | Психологическаяподготовка | 6-8 | 10-13 | 15-19 | 22-30 | 35-39 | 39-43 |
5. | Теоретическаяподготовка | 6-8 | 10-13 | 15-22 | 25-33 | 32-39 | 45-50 |
6. | Аттестация | 6-6 | 6-6 | 12-20 | 22-30 | 24-30 | 24-30 |
7. | Соревновательнаядеятельность | - | - | 26-32 | 34-47 | 52-62 | 62-75 |
8. | Инструкторская практика | 1-1 | 2-2 | 5-6 | 8-9 | 10-12 | 12-17 |
9. | Судейская практика | - | - | 5-6 | 8-9 | 10-12 | 12-17 |
10. | Восстановительные мероприятия | 3-6 | 6-12 | 30-40 | 40-50 | 80-100 | 80-100 |
11. | Медицинское обследование | 4-4 | 4-4 | 6-6 | 6-6 | 8-8 | 8-8 |
Вариативная часть, формируемая Организацией: | |||||||
12. | Самоподготовка | 23-31 | 31-41 | 41-52 | 52-62 | 83-93 | 93-104 |
13. | Интегральная подготовка | - | - | - | - | - | - |
Общее количество часов в год | 234-312 | 312-416 | 416-5204 | 520-624 | 832-936 | 936-1040 |
Таблица № 4
Годовой учебно-тренировочный план для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании словосочетание «ПОДА – пхумсэ» (II, III функциональные группы)
№ п/п | Видыподготовки | Этапы и годы подготовки | |||||
Этап начальнойподготовки | Учебно- тренировочный этап(этап спортивной специализации) | Этап совершенствования спортивного мастерства | Этап высшего спортивного мастерства | ||||
До года | Свыше года | До трех лет | Свыше трех лет | ||||
Недельная нагрузка в часах | |||||||
4,5-6 | 6-8 | 10-12 | 12-14 | 16-18 | 20-22 | ||
Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в часах | |||||||
2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 | ||
Наполняемость групп (чел) | |||||||
Заполняется Организацией самостоятельно с учетом суммарного количества обучающихся на этапах (годах) спортивной подготовки | |||||||
1. | Физическая подготовка: | 101-140 | 125-165 | 165-185 | 185-198 | 228-261 | 318-345 |
Общая физическая подготовка | 70-95 | 76-105 | 100-110 | 110-115 | 128-135 | 160-180 | |
Специальная физическая подготовка | 31-45 | 49-60 | 65-75 | 75-83 | 100-126 | 158-165 | |
2. | Техническая подготовка | 78-100 | 105-131 | 150-160 | 160-165 | 150-155 | 165-175 |
3. | Тактическая подготовка | 6-8 | 13-17 | 37-66 | 66-80 | 120-125 | 131-141 |
4. | Психологическаяподготовка | 6-8 | 10-13 | 15-19 | 19-30 | 35-39 | 39-42 |
5. | Теоретическаяподготовка | 6-8 | 10-13 | 15-22 | 22-33 | 32-39 | 45-50 |
6. | Аттестация | 6-6 | 6-6 | 12-20 | 20-30 | 24-30 | 24-30 |
7. | Соревновательнаядеятельность | - | - | 28-32 | 32-46 | 52-62 | 62-75 |
8. | Инструкторская практика | 1-1 | 2-2 | 5-6 | 7-9 | 10-12 | 12-17 |
9. | Судейская практика | - | - | 5-6 | 7-9 | 10-12 | 12-17 |
10. | Восстановительные мероприятия | 3-6 | 6-12 | 30-40 | 40-50 | 80-100 | 120-130 |
11. | Медицинское обследование | 4-4 | 4-4 | 6-6 | 6-6 | 8-8 | 8-8 |
Вариативная часть, формируемая Организацией: | |||||||
12. | Самоподготовка | 23-31 | 31-41 | 52-62 | 60-72 | 83-93 | 104-114 |
13. | Интегральная подготовка | - | - | - | - | - | - |
Общее количество часов в год | 234-312 | 312-416 | 520-624 | 624-728 | 832-936 | 1040-1144 |
Таблица № 5
Годовой учебно-тренировочный план для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании словосочетание «ПОДА - весовая категория» (I, II, III функциональные группы)
№ п/п | Видыподготовки | Этапы и годы подготовки | |||||
Этап начальной подготовки | Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) | Этап совершенствования спортивного мастерства | Этап высшего спортивного мастерства | ||||
До года | Свыше года | До трех лет | Свыше трех лет | ||||
Недельная нагрузка в часах | |||||||
4,5-6 | 6-8 | 10-12 | 16-18 | 20-22 | 22-24 | ||
Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в часах | |||||||
2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 | ||
Наполняемость групп (чел) | |||||||
Заполняется Организацией самостоятельно с учетом суммарного количества обучающихся на этапах (годах) спортивной подготовки | |||||||
1. | Физическая подготовка: | 101-136 | 126-163 | 165-185 | 297-330 | 350-373 | 370-400 |
Общая физическая подготовка | 76-98 | 94-99 | 100-110 | 164-175 | 185-195 | 190-206 | |
Специальная физическая подготовка | 25-38 | 32-64 | 65-75 | 133-155 | 165-178 | 180-194 | |
2. | Техническая подготовка | 78-104 | 104-145 | 150-160 | 190-210 | 220-230 | 221-225 |
3. | Тактическая подготовка | 6-8 | 13-17 | 37-66 | 85-90 | 112-125 | 127-130 |
4. | Психологическаяподготовка | 6-8 | 10-13 | 15-19 | 25-30 | 35-39 | 39-42 |
5. | Теоретическаяподготовка | 6-8 | 10-13 | 15-22 | 25-33 | 35-39 | 45-50 |
6. | Аттестация | 6-6 | 6-6 | 12-20 | 25-30 | 24-30 | 24-30 |
7. | Соревновательнаядеятельность | - | - | 28-32 | 35-46 | 52-62 | 62-75 |
8. | Инструкторская практика | 1-1 | 2-2 | 5-6 | 8-9 | 10-12 | 12-17 |
9. | Судейская практика | - | - | 5-6 | 8-9 | 10-12 | 12-17 |
10. | Восстановительные мероприятия | 3-6 | 6-12 | 30-40 | 45-50 | 80-100 | 110-130 |
11. | Медицинское обследование | 4-4 | 4-4 | 6-6 | 6-6 | 8-8 | 8-8 |
Вариативная часть, формируемая Организацией: | |||||||
12. | Самоподготовка | 23-31 | 31-41 | 52-62 | 83-93 | 104-114 | 114-124 |
13. | Интегральная подготовка | - | - | - | - | - | - |
Общее количество часов в год | 234-312 | 312-416 | 520-624 | 832-936 | 1040-1144 | 1144-1248 |
Приложение № 2
программе спортивной подготовки
по виду спорта «тхэквондо»
Перечень учебно-тренировочных мероприятий
№ п/п | Виды учебно- тренировочных мероприятий | Предельная продолжительность учебно-тренировочных мероприятий по этапам спортивной подготовки (количество дней) | |||
Этап начальной подготовки | Учебно- тренировочный этап (этап спортивной специализации) | Этап совершенст- вования спортивного мастерства | Этап высшего спортивного мастерства | ||
1. Тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям | |||||
1.1. | Учебно- тренировочные мероприятия по подготовке к международным спортивным соревнованиям | - | - | 21 | 21 |
1.2. | Учебно- тренировочные мероприятия по подготовке к чемпионатам России, кубкам России, первенствам России | - | 14 | 18 | 21 |
1.3. | Учебно- тренировочные мероприятия по подготовке к другим всероссийским спортивным соревнованиям | - | 14 | 18 | 18 |
1.4. | Учебно- тренировочные мероприятия по подготовке к официальным спортивным | - | 14 | 14 | 14 |
соревнованиям субъекта Российской Федерации | ||||||
2. Специальные тренировочные мероприятия | ||||||
2.1. | Учебно- тренировочные мероприятия по общей и (или) специальной физической подготовке | - | 14 | 18 | 18 | |
2.2. | Восстановительные мероприятия | - | - | До 10 дней | ||
2.3. | Мероприятия для комплексного медицинского обследования | - | - | До 3 дней, но не более 2 раз в год | ||
2.4. | Учебно- тренировочные мероприятия в каникулярный период | До 14 дней подряд и не более двух учебно-тренировочного мероприятий в год | - | - | ||
2.5. | Просмотровые тренировочные мероприятия | - | До 60 дней | |||
Приложение № 3
к программе спортивной подготовки по виду спорта «тхэквондо»
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Направление работы | Мероприятия | Сроки проведения |
1. | Профориентационная деятельность | ||
1.1. | Судейская практика | Спортивные соревнования различного типа | Учебно-тренировочный график |
1.2. | Инструкторская практика | Учебно-тренировочные занятия | Режим учебно- тренировочного процесса |
2. | Здоровье сбережение | ||
2.1. | Медико-биологическоеисследование | Исследование организма спортсмена после/до тренировочной и соревновательной деятельности | Учебно-тренировочный график |
2.2. | Режим питания и отдыха | Практическая деятельность и восстановительные процессы | Режим учебно- тренировочного процесса |
3. | Патриотическое воспитание спортсменов | ||
3.1. | Теоретическаяподготовка | Беседы, встречи, диспуты | Учебно-тренировочный график |
4. | Развитие творческого мышления | ||
4.1. | Практическая подготовка | Формирование умений и навыков, способствующих достижению спортивных результатов | Учебно-тренировочный график, режим учебно- тренировочного процесса |
Приложение № 4
к программе спортивной подготовки
по виду спорта «тхэквондо»
План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним
Этап спортивной подготовки | Содержание мероприятия и его форма | Сроки проведения | Рекомендации по проведению мероприятий | |
Начальной подготовки | 1. Веселые старты | «Честная игра» | 1-2 раза в год | Составление отчета о проведении мероприятия: сценарий/программа, фото/видео |
2. Теоретическое занятие | «Ценности спорта. Честная игра» | 1 раз в год | Согласовать с ответственным за антидопинговое обеспечение в регионе | |
3. Проверка лекарственных препаратов (знакомство с международным стандартом «Запрещенный список») | 1 раз в месяц | Научить юных спортсменов проверять лекарственные препараты через сервисы по проверке препаратов в виде домашнего задания (тренер называет спортсмену 2-3 лекарственных препарата для самостоятельной проверки дома). | ||
4. Антидопинговая викторина | «Играй честно» | По назначению | Проведение викторины на крупных спортивных мероприятиях в регионе. | |
5. Онлайн обучение на сайте РУСАДА | 1 раз в год | Прохождение онлайн-курса – это неотъемлемая часть системы антидопингового образования. | ||
6. Родительское собрание | «Роль родителей в процессе формирования антидопинговой культуры» | 1-2 раза в год | Включить в повестку дня родительского собрания вопрос по антидопингу. Использовать памятки для родителей. Научить родителей пользоваться сервисом по проверке препаратов | |
7. Семинар для тренеров | «Виды нарушений | 1-2 раза в год | Согласовать с ответственным за антидопинговое |
антидопинговых правил», «Роль тренера и родителей в процессе формирования антидопинговойкультуры» | обеспечение в субъекте Российской Федерации | |||
Учебно- тренировочный этап (этап спортивной специализации) | 1. Веселые старты | «Честная игра» | 1-2 раза в год | Предоставление отчета о проведении мероприятия: сценарий/программа, фото/видео. |
2. Онлайн обучение на сайте РУСАДА | 1 раз в год | Прохождение онлайн-курса – это неотъемлемая часть системы антидопингового образования. | ||
3. Антидопинговая викторина | «Играй честно» | По назначению | Проведение викторины на спортивных мероприятиях | |
4. Семинар для спортсменов и тренеров | «Виды нарушений антидопинговых правил» «Проверка лекарственных средств» | 1-2 раза в год | Согласовать с ответственным за антидопинговое обеспечение в субъекте Российской Федерации | |
5. Родительское собрание | «Роль родителей в процессе формирования антидопинговой культуры» | 1-2 раза в год | Включить в повестку дня родительского собрания вопрос по антидопингу. Использовать памятки для родителей. Научить родителей пользоваться сервисом по проверке препаратов | |
Этапы совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства | 1. Онлайн обучение на сайте РУСАДА | 1 раз в год | Прохождение онлайн-курса – это неотъемлемая часть системы антидопингового образования | |
2. Семинар | «Виды нарушений антидопинговых правил» «Процедура допинг- контроля» «Подача запроса на ТИ» «Система АДАМС» | 1-2 раза в год | Согласовать с ответственным за антидопинговое обеспечение в субъекте Российской Федерации |
Приложение № 5
к программе спортивной подготовки по виду спорта «тхэквондо»
Аттестационные формы контроля учебно-тренировочного процесса и оценочные материалы
№ п/п | Формы аттестации | Оценочные материалы | Примечание |
1. | Контрольные тесты | протокол | Форма, разработанная Организацией и включающая тесты из Рабочей программы тренера - преподавателя |
2. | Медико-биологическиеисследования | Заключения | Выдается Заключения медицинским центром по всем видам исследования |
3. | Собеседования | Протокол Комиссии | Проводится по итогам учебно- тренировочного года или полугодий |
4. | Переводные нормативы | Протокол | Проводятся только для этапов начальной подготовки и учебно- тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) до трех лет, не имеющих спортивных разрядов |
5. | Просмотровые сборы | Заключение тренера, Комиссии | Проводятся при отборе детей на этапы спортивной подготовки, а также одаренных и способных детей перешедших из других видов спорта или поздно ориентированных на занятия спортом |
6. | Другие | устанавливаются Организацией самостоятельно |
Приложение № 6
к программе спортивной подготовки
по виду спорта «тхэквондо»
Требования к оборудованию и спортивному инвентарю,
спортивной экипировке, необходимые для реализации программы
Таблица № 1
№ п/п | Наименование оборудования и спортивного инвентаря | Единица измерения | Количество изделий |
1 | Барьер легкоатлетический тренировочный | комплект | 1 |
2 | Брусья навесные на гимнастическую стенку | штук | 2 |
3 | Весы электронные (до 150 кг) | штук | 1 |
4 | Гантели переменной массы (от 1 до 10 кг) | комплект | 1 |
5 | Гантели переменной массы (от 12 до 26 кг) | комплект | 1 |
6 | Гимнастическая палка «бодибар» | штук | 12 |
7 | Жгут спортивный тренировочный | штук | 12 |
8 | Зеркало настенное (1х2 м) | штук | 6 |
9 | Измерительная рулетка | штук | 1 |
10 | Конус тренировочный | комплект | 1 |
11 | Лента эластичная (силовая) | штук | 12 |
12 | Лестница координационная (0,5х6 м) | штук | 1 |
13 | Макивара – щит большая | штук | 6 |
14 | Макивара средняя | штук | 12 |
15 | Маркеры для тренировок | комплект | 1 |
16 | Мат гимнастический | штук | 2 |
17 | Мешок боксерский | штук | 2 |
18 | Мешок-манекен водоналивной | штук | 2 |
19 | Мяч баскетбольный | штук | 1 |
20 | Мяч набивной (медицинбол) от 1 до 10 кг | комплект | 1 |
21 | Мяч футбольный | штук | 1 |
22 | Напольное покрытие для единоборств будо-маты «додянг» (12х12 м) | комплект | 1 |
23 | Насос универсальный с иглой | штук | 1 |
24 | Перекладина навесная универсальная | штук | 2 |
25 | Петля резиновая (от 2 кг до 90 кг) | штук | 12 |
26 | Платформа балансировочная | штук | 1 |
27 | Подвесная система для мешков | комплект | 2 |
28 | Подушка балансировочная | штук | 1 |
29 | Ракетка для тхэквондо («лапа – ракетка» для тхэквондо) | штук | 12 |
30 | Свисток тренера | штук | 1 |
31 | Секундомер | штук | 1 |
32 | Скакалка гимнастическая | штук | 12 |
33 | Скамейка гимнастическая | штук | 2 |
34 | Скамья атлетическая (регулируемая) | штук | 1 |
35 | Стеллаж для хранения гантелей | штук | 1 |
36 | Стеллаж для хранения инвентаря | штук | 1 |
37 | Стенка гимнастическая | штук | 2 |
38 | Степ - платформа | штук | 12 |
39 | Стойки для приседания со штангой | комплект | 1 |
40 | Трос амортизатор спортивный | штук | 12 |
41 | Тумба для запрыгивания разновысокая | комплект | 1 |
42 | Штанга тяжелоатлетическая мужская (240 кг) | комплект | 1 |
43 | Эспандер латеральный для ног | штук | 12 |
Оборудование и спортивный инвентарь для учебно-тренировочного этапа (этапа спортивной специализации), этапов совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства | |||
44 | Монитор для электронной системы судейства (телевизор) | штук | 1 |
45 | Электронная система судейства для проведения тренировочных занятий и спортивных соревнований | комплект | 1 |
Обеспечение спортивной экипировкой
Таблица № 2
№ п/п | Наименование спортивной экипировки | Единица измерения | Количество изделий |
1. | Жилет защитный (для тхэквондо) | штук | 12 |
2. | Шлем защитный (для тхэквондо) | штук | 12 |
3. | Маска защитная на шлем | штук | 12 |
Таблица № 3
Спортивная экипировка, передаваемая в индивидуальное пользование | |||||||||||
№ п/п | Наименование | Единица измерения | Расчетная единица | Этапы спортивной подготовки | |||||||
Этап начальной подготовки | Учебно- тренировочный этап (этап спортивной специализации) | Этап совершенствования спортивного мастерства | Этап высшего спортивного мастерства | ||||||||
количество | срок эксплуатации (лет) | количество | срок эксплуатации (лет) | количество | срок эксплуатации (лет) | количество | срок эксплуатации(лет) | ||||
1. | Жилет защитный для тхэквондо | штук | на занимающегося | - | - | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 |
2. | Костюм спортивный ветрозащитный | штук | на занимающегося | - | - | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 |
3. | Костюм спортивный парадный | штук | на занимающегося | - | - | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 |
4. | Костюм тренировочный (добок) | штук | на занимающегося | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
5. | Обувь для зала (степки) | пар | на занимающегося | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
6. | Обувь спортивная для улицы | пар | на занимающегося | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
7. | Перчатки защитные для тхэквондо | пар | на занимающегося | - | - | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 |
8. | Протектор зубной (капа) | штук | на занимающегося | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
9. | Протектор-бандаж для паха | штук | на занимающегося | - | - | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
10. | Сумка спортивная (рюкзак) | штук | на занимающегося | - | - | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
11. | Футы для вида спорта «тхэквондо» | пар | на занимающегося | - | - | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 |
12. | Шлем защитный для тхэквондо | штук | на занимающегося | - | - | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 |
13. | Щитки (накладки) защитные на голень (для тхэквондо) | пар | на занимающегося | - | - | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 |
14. | Щитки (накладки) защитные на предплечья (для тхэквондо) | пар | на занимающегося | - | - | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 |
40
Приложение № 7
к программе спортивной подготовки по виду спорта «тхэквондо»,
Перечень информационного обеспечения
- Аксенов Э. Тхэквондо: от белого пояса к черному. Традиционная техника и приемы уличной самозащиты / Э. Аксенов. - М.: АСТ, 2007. - 174 с.
- Алиханов И.И. Техника и тактика вольной борьбы / И.И. Алиханов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 304 с.
- Алхасов Д. Техническая подготовка в тхэквондо / Д.С. Алхасов - Изд. Стер. -М.-Берлин: Директ-Медиа, 2019. - 160 с.
- Берулава Г.А. Стили индивидуальности / Г.А. Берулава. - М.: МАГО, 1996. - 44 с.
- Бишоп М. Окинавское тхэквондо / М. Бишоп. - М.: Фаир-пресс, 2001. - 304 с. 6.Галочкин Г.П., Ефремов А.К., Санников В.А. Тактическая подготовка
спортсменов в единоборствах: Уч. пос. / Г.П. Галочкин, А.К. Ефремов, В.А. Санников.- Воронеж, 1999. - 116 с.
- Григоренко В.Г., Глоба А.П. и др. Организация спортивной работы с лицами, имеющими нарушения функции спинного мозга: методические рекомендации, издатель Советский спорт, 1991.
- Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: учеб. Пособие.
М.: Сов. Спорт, 2000. 238 с.
- Подливаев Б.А. Моделирование тренировочных заданий в спортивной борьбе
/ Б.А. Подливаев // Теория и практика физической культуры. - 1999. - №2. - С. 55 - 58.
- Такэнобу Н. Тхэквондо-до. Входные ворота / Н. Такэнобу. - М.: Сэкай, 1994. - 218 с.
- Хаберзетцер Р. Тхэквондо-до. От азов до черного пояса. Т. 2. Кн. 2. Техника поражающих ударов / Р. Хаберзетцер. - М.: Модус, 1995. - 184 с.