Образование

Утверждаю

Директор МБУДО СШОР № 23

_______________ И.А. Зенищев

«09» января 2023 г.



Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта «тхэквондо»


  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


    1. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта «тхэквондо» (далее – программа) предназначена для разработки дополнительных образовательных программ спортивной подготовки по виду спорта «тхэквондо».
    2. Дополнительная образовательная   программа   спортивной   подготовки по виду спорта «тхэквондо» должна иметь следующую структуру:

титульный лист (приложение № 1 к программе); пояснительная записка;

теоретический раздел; практический раздел;

иные требования и условия реализации Программы.


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


    1. Краткая характеристика вида спорта «тхэквондо»


Вид спорта «тхэквондо» - олимпийски вид спорта, корейское боевое искусство.Расшифровывается как «путь ноги и кулака». В бою тхэквондисты чаще используютноги, примерно 70% ударов – это удары ногами. Уровень мастерства отмечаетсяпоясом определенного цвета - от белого до черного. Цветные пояса называютгыпами, черные -данами.

Спортивные дисциплины вида спорта «тхэквондо» определяются организацией, реализующей (разрабатывающей) дополнительную образовательную программу спортивной подготовки по виду спорта «тхэквондо» (далее – Организация), самостоятельно в соответствии со Всероссийским реестром видов спорта, а также Таблицей № 1.

Таблица №1


Спортивные дисциплины вида спорта «тхэквондо»


Наименование спортивной дисциплины

номер-код спортивной дисциплины

ВТФ - весовая категория  29 кг

047

001

1

8

1

1

Д

ВТФ - весовая категория  33 кг

047

003

1

8

1

1

Н



ВТФ - весовая категория  37 кг

047

004

1

8

1

1

Н

ВТФ - весовая категория  41 кг

047

005

1

8

1

1

Н

ВТФ - весовая категория  42 кг

047

006

1

8

1

1

Д

ВТФ - весовая категория  44 кг

047

008

1

8

1

1

Д

ВТФ - весовая категория  45 кг

047

009

1

8

1

1

Ю

ВТФ - весовая категория  46 кг

047

010

1

8

1

1

Б

ВТФ - весовая категория  47 кг

047

011

1

8

1

1

Д

ВТФ - весовая категория  48 кг

047

012

1

8

1

1

Ю

ВТФ - весовая категория  49 кг

047

013

1

:6

1

1

С

ВТФ - весовая категория  51 кг

047

015

1

8

1

1

Н

ВТФ - весовая категория  52 кг

047

016

1

8

1

1

Д

ВТФ - весовая категория  53 кг

047

017

1

8

1

1

С

ВТФ - весовая категория  54 кг

047

018

1

8

1

1

А

ВТФ - весовая категория  55 кг

047

019

1

8

1

1

Н

ВТФ - весовая категория  57 кг

047

020

1

6

1

1

С

ВТФ - весовая категория  58 кг

047

021

1

6

1

1

А

ВТФ - весовая категория  59 кг

047

022

1

8

1

1

Н

ВТФ - весовая категория  59+ кг

047

023

1

8

1

1

Д

ВТФ - весовая категория  61 кг

047

024

1

8

1

1

Ю

ВТФ - весовая категория  62 кг

047

025

1

8

1

1

Б

ВТФ - весовая категория  63 кг

047

026

1

8

1

1

Ф

ВТФ - весовая категория  63+ кг

047

027

1

8

1

1

Д

ВТФ - весовая категория  65 кг

047

028

1

8

1

1

Ю

ВТФ - весовая категория  65+ кг

047

029

1

8

1

1

Ю

ВТФ - весовая категория  67 кг

047

030

1

6

1

1

Б

ВТФ - весовая категория  67+ кг

047

031

1

6

1

1

Ж

ВТФ - весовая категория  68 кг

047

032

1

6

1

1

Ф

ВТФ - весовая категория  68+ кг

047

033

1

8

1

1

Д

ВТФ - весовая категория  73 кг

047

036

1

8

1

1

С

ВТФ - весовая категория  73+ кг

047

037

1

8

1

1

С

ВТФ - весовая категория  74 кг

047

038

1

8

1

1

А

ВТФ - весовая категория  78 кг

047

039

1

8

1

1

Ю

ВТФ - весовая категория  78+ кг

047

040

1

8

1

1

Ю

ВТФ - весовая категория  80 кг

047

041

1

6

1

1

А

ВТФ - весовая категория  80+ кг

047

042

1

6

1

1

М

ВТФ - весовая категория  87 кг

047

045

1

8

1

1

А

ВТФ - весовая категория  87+ кг

047

046

1

8

1

1

А



ВТФ - командные соревнования

047

047

1

8

1

1

Л

ВТФ - пхумсэ - индивидуальная программа

047

048

1

8

1

1

Я

ВТФ - пхумсэ - двойки смешанные

047

049

1

8

1

1

Я

ВТФ - пхумсэ- тройки

047

050

1

8

1

1

Я

ВТФ - пхумсэ - пятерки смешанные

047

051

1

8

1

1

Я

ВТФ - пхумсэ - фристайл - индивидуальная программа


047


067


1


8


1


1


Я

ВТФ - пхумсэ - фристайл – двойки смешанные


047


068


1


8


1


1


Я

ВТФ - пхумсэ - фристайл – пятерки смешанные


047


069


1


8


1


1


Н

ВТФ - ПОДА - весовая категория 49 кг (К41-К44)


047


002


1


7


1


1


Ж

ВТФ - ПОДА - весовая категория 58 кг (К41-К44)


047


007


1


7


1


1


Ж

ВТФ - ПОДА - весовая категория 58+ кг (К41-К44)


047


014


1


7


1


1


Ж

ВТФ - ПОДА - весовая категория 61 кг (К41-К43)


047


034


1


7


1


1


М

ВТФ - ПОДА - весовая категория 61 кг (К44, ОК)


047


035


1


7


1


1


М

ВТФ - ПОДА - весовая категория 75 кг (К41-К42)


047


043


1


7


1


1


М

ВТФ - ПОДА - весовая категория 75 кг (К43, К44, ОК)


047


044


1


7


1


1


М

ВТФ - ПОДА - весовая категория 75+ кг (К41-К42)


047


179


1


7


1


1


М

ВТФ - ПОДА - весовая категория 75+ кг (К43, К44, ОК)


047


180


1


7


1


1


М

ВТФ - ПОДА - пхумсэ (Р31-Р34)

047

070

1

7

1

1

Л


    1. Отличительные особенности спортивных дисциплин вида спорта «тхэквондо»


Комплексы упражнений – основа техники тхэквондо. Спортивные дисциплины, содержащие в своем наименовании словосочетание «ВТФ – пхумсэ» вида спорта «тхэквондо» предоставляет высокоэффективную программу подготовки занимающихся данным видом спорта на основе базовых комплексных упражнений -

«пхумсе». Очень часто этот вид «тхэквондо» используют на показательных выступлениях, многие спортсмены специализируются исключительно в этой дисциплине. По «пхумсе» проводятся отдельные национальные, континентальные и мировые чемпионаты. Спортсмены выступают в индивидуальном и парном разряде.


Спортивные дисциплины вида спорта «тхэквондо», содержащие в своем наименовании словосочетания: «ВТФ – весовая категория», «ВТФ – командные соревнования» (Поединки – на практике техники тхэквондо). Это бой по правилам, дающий возможность максимально использовать богатый арсенал ударов, продемонстрировать уровень своей техники, стойкость, выносливость, характер, волю к победе. Правила проведения спаррингов в разных версиях тхэквондо существенно различаются. «Керуги, спарринг» версии ВТФ, является олимпийским видом спорта. Особое внимание в «керуги» уделяется ударам ногами, динамичности и зрелищности поединков за счет уменьшения соревновательной площадки и объективной судейской оценке, результатов поединка. Обязательным является использование электронных жилетов, которые не предвзято фиксируют нанесение ударов во время спортивных соревнований. Существуют ограничения на удары руками, на удары в некоторые части тела соперника. В целом, данная версия тхэквондо достигла высокого уровня проведения спортивных поединков, которые являются олимпийским видом спорта.


    1. Цель, основные задачи и планируемые результаты реализации  программы


Целью реализации программы является достижение спортивных результатов на   основе   соблюдения   спортивных   и   педагогических   принципов в   учебно-тренировочном процессе   в условиях   многолетнего,   круглогодичного и поэтапного процесса спортивной подготовки.

Достижение поставленной цели предусматривает решение основных задач: оздоровительные; образовательные; воспитательные; спортивные.

Планируемые результаты освоения программы представляют собой систему ожидаемых результатов освоения обучающими всех компонентов учебно-тренировочного и соревновательного процессов, также обеспечивает формирование личностных результатов: овладение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и уровня физической подготовленности, о соответствии их возрастным нормативам, об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики перетренированности (недотренированности), перенапряжения; овладение знаниями и навыками инструкторской деятельности и судейской практики; умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха, соблюдать правила безопасности и содержать в порядке спортивный инвентарь, оборудование, спортивную одежду, осуществлять подготовку спортивного инвентаря к учебно-тренировочным занятиям и спортивным соревнованиям; умение анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях, находить адекватные способы поведения и взаимодействия в соревновательный период; развитие понимания о здоровье, как о важнейшем условии саморазвития и самореализации человека, умение добросовестно выполнять задания тренера-преподавателя, осознанно стремиться к освоению новых знаний и умений, умение организовывать места тренировочных занятий и обеспечивать их безопасность, ориентирование на определение будущей профессии, приобретение


навыков по участию в спортивных соревнованиях различного уровня.


  1. «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ» ПРОГРАММЫ


Теоретический раздел программы предусматривает нормативные аспекты, которые необходимо учесть при разработке дополнительных образовательных программ спортивной подготовки по виду спорта «тхэквондо» в своих регионах.

В данном разделе указаны минимальные и максимальные требования по: срокам реализации этапов спортивной подготовки; возрастным границам лиц, проходящих спортивную подготовку; наполняемости учебно-тренировочных групп; планируемом объеме соревновательной деятельности; учебно-тренировочным нагрузкам к объему учебно-тренировочного процесса.

Медицинские требования к обучающимся по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки устанавливаются в соответствии на основании требований, предъявляемых приказом Минздрава России от 23.10.2020 № 1144н «Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных мероприятиях» (зарегистрирован Минюстом России 03.12.2020, регистрационный

№ 61238).


    1. Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку, по отдельным этапам:


На этап начальной подготовки зачисляются лица, которым в текущем году исполнилось (или) исполнится количество лет по году рождения, соответствующее возрасту зачисления, а также лица, старше зачисляемого возраста на этап начальной подготовки и учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) до трех лет. При этом при комплектовании учебно-тренировочных групп разница в возрасте зачисляемых лиц не должна быть более двух лет.

На этапах начальной подготовки и учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) до трех лет допускается зачисление лиц, прошедших спортивную подготовку в других организациях и (или) по другим видах спорта и выполнивших требования, необходимые для зачисления, согласно нормативам по физической подготовке, установленных в дополнительной образовательной программе по виду спорта «тхэквондо» с учетом сроков реализации этапов спортивной подготовки и возрастных границ лиц, проходящих спортивную подготовку, по отдельным этапам.



Таблица № 2


Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку, по отдельным этапам


Этапы спортивной подготовки

Срок реализации этапов спортивной подготовки

Возраст зачисления (лет)

Для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании словосочетание

«ВТФ - пхумсэ»

Начальной подготовки

до одного года обучения

7

свыше одного года обучения

8

Учебно-тренировочный(этап спортивной

специализации)

до трех лет обучения

10

свыше трех лет обучения

13

Совершенствования

спортивного мастерства

до одного года обучения

14

свыше одного года обучения:

15

Высшего спортивного мастерства

до одного года обучения

16

свыше одного года обучения

17

Для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании словосочетания:

«ВТФ - весовая категория», «ВТФ - командные соревнования»

Начальной подготовки

до одного года обучения

10

свыше одного года обучения

11

Учебно-тренировочный(этап спортивной

специализации)

до трех лет обучения

12

свыше трех лет обучения

15

Совершенствования

спортивного мастерства

до одного года обучения

15

свыше одного года обучения:

16

Высшего спортивного мастерства

до одного года обучения

16

свыше одного года обучения

17

Для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании словосочетание

«ПОДА - пхумсэ» (I, II, III функциональные группы)

Начальной подготовки

до одного года обучения

9

свыше одного года обучения

10

Учебно-тренировочный(этап спортивной

специализации)

до трех лет обучения

12

свыше трех лет обучения

15

Совершенствования

спортивного мастерства

до одного года обучения

16

свыше одного года обучения:

17

Высшего спортивного мастерства

до одного года обучения

17

свыше одного года обучения

18

Для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании словосочетание «ПОДА - весовая категория» (I, II, III функциональные группы)



Начальной подготовки

до одного года обучения

10

свыше одного года обучения

11

Учебно-тренировочный(этап спортивной

специализации)

до трех лет обучения

12

свыше трех лет обучения

15

Совершенствования

спортивного мастерства

до одного года обучения

16

свыше одного года обучения:

17

Высшего спортивного мастерства

до одного года обучения

18

свыше одного года обучения

19


    1. Наполняемость учебно-тренировочных групп на этапах спортивной

подготовки


Наполняемость групп определяется Организацией с учетом единовременной пропускной способности спортивного сооружения (объекта спорта), используемого при реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта «тхэквондо».

Таблица № 3


Наполняемость учебно-тренировочных групп на этапах спортивной подготовки


Этапы спортивной подготовки

Количественный состав группы (человек)


Начальной подготовки

до одного года обучения


12-24

свыше одного года обучения

Учебно- тренировочный

(этап спортивной специализации)

до трех лет обучения


8-16

свыше трех лет обучения

Совершенствования спортивного

мастерства

до одного года обучения


4-6

свыше одного года обучения:


Высшего спортивного мастерства

до одного года обучения


1-3

свыше одного года обучения

Для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании словосочетание

«ПОДА - пхумсэ»

Этапы спортивной подготовки

Функциональные

группы

Количественный

состав группы





(человек)

Начальной подготовки

До года, свыше года

III

4

II

3

I

2


Учебно- тренировочный

(этап спортивной специализации)


До двух лет

III

4

II

3

I

2


Свыше двух лет

III

3

II

2

I

1

Совершенствования спортивного

мастерства


Все периоды

III

3

II

2

I

1

Высшего спортивного мастерства


Все периоды

III

2

II

2

I

1

Для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании словосочетание «ПОДА - весовая категория»

Начальной подготовки

До года, свыше года

III

4

II

3

I

2


Учебно- тренировочный

(этап спортивной специализации)


До двух лет

III

4

II

3

I

2


Свыше двух лет

III

4

II

3

I

1

Совершенствования спортивного

мастерства


Все периоды

III

3

II

2

I

1

Высшего спортивного мастерства


Все периоды

III

3

II

2

I

1


    1. Планируемый объем соревновательной деятельности по виду спорта

«тхэквондо»


Планируемый   объем    соревновательной    деятельности    устанавливается в программе по типу соревнований: контрольные, отборочные, основные, с учетом особенностей видов спорта, с учетом задачам спортивной подготовки на различных этапах спортивной подготовки, уровня подготовленности


и состоянием тренированности обучающегося по дополнительной образовательной программе спортивной подготовки (далее – обучающийся).

В дополнительной образовательной программе спортивной подготовки Организацией указывается количество спортивных соревнований в соответствии с единым календарным планом межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и с учетом значений, утвержденных в государственном (муниципальном) задании.

Контрольные соревнования проводятся с целью определения уровня подготовленности обучающихся, оценивается уровень развития физических качеств, выявляются сильные и слабые стороны спортсмена. Контрольную функцию могут выполнять как официальные спортивные соревнования различного уровня, так и специально организованные Организацией.

Отборочные   соревнования   проводятся    с    целью    отбора    обучающихся и комплектования команд для выступления на основных спортивных соревнованиях и выполнения требований Единой всероссийской спортивной классификации.

Основные соревнования проводятся с целью достижения спортивных результатов и выполнения требований Единой всероссийской спортивной классификации.

Таблица № 3


Планируемый объем соревновательной деятельности по виду спорта

«тхэквондо»





Виды

спортивных соревнований,

игр

Этапы и годы спортивной подготовки

Этап начальной

подготовки

Учебно- тренировочный

этап (этап спортивной

специализации)



Этап

совершенствования спортивного

мастерства



Этап высшего

спортивногомастерства

До года

Свыше года

До трех лет

Свыше трех лет

Для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании словосочетание

«ВТФ - пхумсэ»

Контрольные

-

2

2

2

3

3

Отборочные

-

-

1

2

2

2

Основные

-

-

1

1

2

2

Для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании словосочетания:

«ВТФ - весовая категория», «ВТФ - командные соревнования

Контрольные

-

2

2

2

3

3



Отборочные

-

-

1

2

2

2

Основные

-

1

1

1

2

2

Для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании аббревиатуру

«ПОДА» (I, II, III функциональные группы)

Контрольные

-

2

3

2

2

2

Отборочные

-

-

1

2

2

2

Основные

-

-

1

2

2

2



    1. Учебно-тренировочные нагрузки к объему учебно-тренировочного процесса


Учебно-тренировочная нагрузка к объему учебно-тренировочного процесса рассчитывается для каждого учебно-тренировочного   занятия   на   основании ее интенсивности, длительности и для каждого этапа спортивной подготовки имеет свой часовой недельный (годовой) объем.

В объем учебно-тренировочной нагрузки входит время восстановления организма обучающегося после определенной нагрузки и при кратковременной тренировки с высокой интенсивностью и долговременной тренировки с низкой интенсивностью, а также аспекты морально-волевой и теоретической подготовки.

Общий годовой объем учебно-тренировочной работы, предусмотренный режимами работы (Таблица № 5), для этапов: учебно-тренировочного свыше трех лет, совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, может быть сокращен не более чем на 25 %, реализуемых в период учебно- тренировочных мероприятий, а также на основании индивидуальных планов спортивной подготовки.


Таблица № 5


Учебно-тренировочные нагрузки к объему учебно-тренировочного процесса





Этапный норматив


Этапы и годы спортивной подготовки

Этап начальной подготовки

Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации)

Этап совершенст- вования спортивного мастерства

Этап высшего спортив- ного мастерства


До года

Свыше года

До трехлет

Свыше трех лет

Для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании словосочетание «ВТФ - пхумсэ»

Количество часов

в неделю


4,5-6


6-8


10-14


16-18


20-24


24-32

Общее количество часов в год


234-312


312-416


520-728


832-936


1040-1248


1248-1664

Для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании словосочетания:

«ВТФ - весовая категория», «ВТФ - командные соревнования»

Количество часов

в неделю


4,5-6


6-8


12-14


16-18


20-24


24-32

Общее количество часов в год


234-312


312-416


624-728


832-936


1040-1248


1248-1664

Для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании словосочетание

«ПОДА - пхумсэ» (I функциональная группа)

Количество часов

в неделю


4,5-6


6-8


8-10


10-12


16-18


18-20

Общее количество часов в год


234-312


312-416


416-624


520-728


832-1040


936-1248

Для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании словосочетание

«ПОДА - пхумсэ» (II, III функциональные группы)

Количество часов

в неделю


4,5-6


6-8


10-12


12-14


16-18


20-22

Общее количество часов в год


234-312


312-416


520-624


624-728


936-1040


1040-1248

Для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании словосочетание

«ПОДА - весовая категория» (I, II, III функциональные группы)

Количество часов

в неделю


4,5-6


6-8


10-12


16-18


20-22


22-24



Общее количество часов в год


234-312


312-416


520-624


832-936


1040-1248


1248-1456


    1. Медицинские требования к обучающимся по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки


Для прохождения обучения по дополнительной образовательной программе спортивной подготовки допускаются лица, получившие в установленном законодательством   Российской   Федерации   порядке   медицинское   заключение об отсутствии медицинских противопоказаний для занятий видом спорта

«тхэквондо».

Организация ведет контроль за прохождением обучающимися медицинского обследования.

Обучающийся, должен иметь медицинский допуск к учебно-тренировочным занятиям и к соревновательным мероприятиям.


  1. «Практический раздел» Программы


    1. Годовой учебно-тренировочный план


Примерный годовой учебно-тренировочный план по виду спорта «тхэквондо» (далее – учебный план) определяет общий объем учебно-тренировочной нагрузки по видам спортивной подготовки, видам деятельности, практикам и распределяет учебное время,   отводимое на   их   освоение по   этапам спортивной   подготовки и по годам обучения. Учебный план составляется и утверждается Организацией ежегодно на 52 недели (в часах).

Учебный план определяет общую структуру планируемого учебно- тренировочного процесса в рамках деятельности Организации, совокупность отдельных относительно самостоятельных, но не обособленных в их закономерных связях видах спортивной подготовки, соотношении и последовательности их как органических звеньев единого процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки, оптимально вносящий свой вклад для достижения спортивных результатов.

Представленные в учебном плане тренировочные мероприятия – теоретическая подготовка, инструкторская и судейская практика, учебно- тренировочные, антидопинговые, воспитательные, аттестационные мероприятия, медико-биологическое обследование являются неотъемлемой частью тренировочного процесса и регулируются Организацией самостоятельно, указанные тренировочные мероприятия входят в годовой объем тренировочной нагрузки.

Объем тренировочной нагрузки на этапе высшего спортивного мастерства представлен одним учебно-тренировочным годом, но необходимо учесть, что представленные параметры нагрузки не изменяются в течение всего периода обучения на данном этапе.


Учебный план заполняется Организаций в соответствии с формой и примерными объемами по видам подготовки, представленной в приложении № 2 к Примерной программе.


    1. Календарный учебно-тренировочный график


Календарный учебно-тренировочный график (далее – учебно-тренировочный график) составляется на учебный год Организацией самостоятельно по каждому этапу спортивной подготовки согласно объему соревновательной деятельности, определенному в Примерной программе, включающий в себя перечень спортивных и учебно-тренировочных мероприятий, период прохождения аттестации в течение учебного года, медико-биологических мероприятий, восстановительных мероприятий по отдельным этапам, определяет календарный период проведения мероприятия.

При составлении учебно-тренировочного графика могут быть учтены различные принципы периодизации учебного года в Организации.

При составлении учебно-тренировочного графика Организацией учитываются особенности осуществления спортивной подготовки по виду спорта «тхэквондо».


    1. Перечень учебно-тренировочных мероприятий

Учебно-тренировочные        мероприятия        проводятся        Организацией для   подготовки   обучающихся   к   соревновательной   деятельности,    а    также для контроля за уровнем физической подготовленности и период проведения учитываются в учебно-тренировочном графике.

Перечень учебно-тренировочных мероприятий представлен в приложении

№ 3 к Примерной программе.


    1. Режим учебно-тренировочного процесса


Режим    учебно-тренировочного    процесса    составляется     Организацией для каждой учебно-тренировочной группы с учетом единовременной пропускной способности спортивного сооружения (объекта спорта) и включает в себя:

наименование вида спорта (спортивной дисциплины); фамилия, имя, отчество тренера-преподавателя;

этап спортивной подготовки и год обучения; дни недели;

количество часов в неделю;

место проведения учебно-тренировочных занятий; количество обучающихся;

начало и окончание учебно-тренировочного занятия.


    1. Рабочая программа тренера-преподавателя


Рабочая программа тренера-преподавателя составляется на каждый реализуемый этап спортивной подготовки на основании дополнительной образовательной программы спортивной подготовки Организации.

Рабочая программа тренера-преподавателя обеспечивает достижение планируемых результатов освоения дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорту на этапах спортивной подготовки.

Функции рабочей программы тренера-преподавателя:

нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения тренером-преподавателем в полном объеме;

целеполагающая, то есть определяет ценности и задачи, ради достижения которых она введена на этапах спортивной подготовки по годам обучения;

содержательная, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к минимуму содержания);

процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия учебно-тренировочного процесса;

оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня освоения дополнительной образовательной программы спортивной подготовки обучающихся.

Структура рабочей программы тренера-преподавателя:

  1. Титульный лист;
  2. Пояснительная записка;
  3. Нормативно-методические инструментарии тренировочного процесса;
  4. Прогнозируемый результат учебно-тренировочной деятельности отдельного этапа спортивной подготовки;

Содержание рабочей программы тренера-преподавателя:

  1. Титульный лист (на бланке Организации):
    1. Гриф согласования с руководителем Организации;
    2. Название рабочей программы тренера-преподавателя, фамилия, имя, отчество   тренера-преподавателя,   реализуемый   этап   спортивной   подготовки, год обучения, срок реализации (не более года);
  2. Пояснительная записка:
    1. Цель и задачи этапа спортивной подготовки;
    2. Прогнозируемый результат учебно-тренировочной деятельности реализуемого этапа спортивной подготовки;
  3. Нормативно-методические инструментарии тренировочного процесса:
    1. Перспективный план спортивной подготовки (для этапов совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства);
    2. Годовой план спортивной подготовки (для реализуемых этапов);
    3. План по месяцам;
    4. Индивидуальный план спортивной подготовки составляется для каждого спортсмена этапов совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства;


VI.     Прогнозируемый     результат     учебно-тренировочной                    деятельности реализуемого этапа спортивной подготовки.


    1. Календарный план воспитательной работы


Примерный календарный план воспитательной работы составляется Организацией на учебный год с учетом учебного плана, учебно-тренировочного графика и следующих основных задач воспитательной работы:

формирование духовно-нравственных, морально-волевых и этических качеств; воспитание лидерских качеств, ответственности и патриотизма;

всестороннее гармоничное развитие физических качеств; укрепление здоровья спортсменов;

привитие навыков здорового образа жизни;

формирование основ безопасного поведения при занятиях спортом;

развитие и совершенствование навыков саморегуляции и самоконтроля.

Примерный     календарный     план     воспитательной     работы                                  приведен в приложение № 4 к Примерной программе.


    1. План мероприятий,

направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним


План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним, составляется Организацией на учебно-тренировочный год с учетом учебного плана, учебно-тренировочного графика, примерного плана мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним (приложение

№ 5 к Примерной программе).

В примерный план мероприятий, направленный на предотвращение допинга в    спорте    и     борьбу     с     ним     включаются     мероприятия,     направленные на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним, а также мероприятия по научно-методическому обеспечению, которые реализуются в рамках воспитательной работы тренера-преподавателя, включающей в том числе научную, творческую и исследовательскую работу, а также другую работу, предусмотренную трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом (методическую, подготовительную, организационную, диагностическую, работу по ведению мониторинга, работу, предусмотренную планами спортивных и иных мероприятий, проводимых с обучающимися спортсменами, участие в работе коллегиальных органов управления Организацией).

Среди мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним, выделяют беседы с обучающимися в условиях учебно- тренировочных занятий, беседы с родителями в рамках родительских собраний об определении понятия «допинг», последствиях допинга в спорте для здоровья спортсменов, об ответственности за нарушение антидопинговых правил, об особенностях процедуры проведения допинг-контроля.


    1. Аттестационные формы контроля учебно-тренировочного процесса и оценочные материалы


Аттестация в спорте представляет собой систему контроля, включающую дифференцированный и объективный мониторинг результатов учебно- тренировочного процесса, соревновательной деятельности и уровня подготовленности обучающихся. Контрольные занятия обеспечивают текущий контроль, промежуточную и итоговую информацию об уровне и результатах освоения программного материала спортивной подготовки каждым отдельным обучающимся     спортсменом,     представленными     выполнением     нормативных и квалификационных требований по годам и этапам спортивной подготовки.

Оценочный материал представлен комплексами контрольных упражнений для оценки общей физической, специальной физической, технической, тактической подготовки    лиц,     проходящих     в     Организации     спортивную     подготовку по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки.

Обязательноеконтрольноетестированиевключает:

нормативы по общей физической подготовке, основанные на требованиях федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «тхэквондо»;

контроль выполнения квалификационных требований обучающимся соответствующего года учебно-тренировочного этапа проводится с учетом приложения № 6 к Примерной программе «Аттестационные формы контроля учебно-тренировочного процесса и оценочные материалы».


  1. Иные требования и условия реализации Программы


    1. Требования к технике безопасности в условиях учебно- тренировочных занятий


Учебно-тренировочные занятия, физкультурные и спортивные мероприятия разрешается проводить:

при условии наличия соответствующей квалификации тренерско- преподавательского состава, медицинского и иного персонала;

при наличии медицинского допуска у обучающихся к физкультурно- спортивным занятиям;

при соответствии спортивной экипировки санитарно-гигиеническим нормам, правилам спортивных соревнований и методике учебно-тренировочного процесса;

при соответствии мест проведения учебно-тренировочного процесса, спортивных соревнований, физкультурных и спортивных мероприятий санитарным нормам и условиям безопасности;

при   условии   готовности   места   проведения,   инвентаря   и   оборудования к конкретному мероприятию;

при ознакомлении каждого обучающегося с правилами техники безопасности.


    1. Требования к оборудованию и спортивному инвентарю,

спортивной экипировке, необходимые для реализации программы


Примерные требования к оборудованию и спортивному инвентарю, спортивной экипировке, необходимые для реализации Программы устанавливаются в дополнительной образовательной программе спортивной подготовки с учетом приложения № 7 к Примерной программе.


    1. Перечень информационного обеспечения Программы


Информационное обеспечение деятельности Организации – многогранный процесс,   направленный    на    решение    профессиональных,    организационных и воспитательных задач, формирование и структурирование информационного пространства Организации с использованием всей совокупности информационных ресурсов   и   информационных   технологий   в   целях   гармонизации   спортивной и образовательной деятельности.

Примерный перечень информационного обеспечения Программы приведен в приложении № 7 к программе.















Приложение № 1

к программе спортивной подготовки по виду спорта «тхэквондо»


Таблица №1

Годовой учебно-тренировочный план для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании словосочетание «ВТФ - пхумсэ»








№ п/п







Видыподготовки

Этапы и годы подготовки

Этап начальной подготовки

Учебно-тренировочный этап(этап спортивной специализации)

Этап совершенствования спортивного мастерства


Этап высшего спортивного мастерства


До года


Свыше года

До трех лет

Свыше трех лет

Недельная нагрузка в часах

4,5-6

6-8

12-14

16-18

20-24

24-32

Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в часах

2

2

3

3

4

4

Наполняемость групп (чел)

Заполняется Организацией самостоятельно с учетом суммарного количества обучающихся на этапах (годах) спортивной подготовки


1.

Физическая подготовка:

99-130

125-164

159-220

238-274

275-328

309-427

Общая физическая подготовка

74-90

87-110

86-120

122-126

113-135

106-147



Специальная физическая подготовка

25-40

38-54

73-100

116-148

162-193

203-280

2.

Техническая подготовка

78-110

105-132

148-210

230-247

285-310

320-404

3.

Тактическая подготовка

6-8

13-17

41-75

100-111

128-184

213-293

4.

Психологическаяподготовка

6-8

10-13

16-19

26-30

32-39

39-53

5.

Теоретическаяподготовка

6-8

10-13

16-22

27-30

32-39

45-66

6.

Аттестация

6-6

6-6

16-20

24-30

24-30

24-30

7.

Соревновательнаядеятельность

-

-

26-32

42-47

52-62

62-83

8.

Инструкторская практика

1-1

2-2

5-6

8-9

10-12

12-17

9.

Судейская практика

-

-

5-6

8-9

10-12

12-17

10.

Восстановительные мероприятия

3-6

6-24

30-40

40-50

80-100

80-100

11.

Медицинское

обследование

4-4

4-4

6-6

6-6

8-8

8-8

Вариативная часть, формируемая Организацией:

12.

Самоподготовка

23-31

31-41

52-72

83-93

104-124

124-166

13.

Интегральная подготовка

-

-

-

-

-

-

Общее количество часов в год

234-312

312-416

624-728

832-936

1040-1248

1248-1664


Таблица № 2


Годовой учебно-тренировочный план для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании словосочетания «ВТФ - весовая категория», «ВТФ - командные соревнования»








№ п/п







Видыподготовки

Этапы и годы подготовки

Этап начальной подготовки

Учебно-тренировочный этап(этап спортивной специализации)

Этап совершенствования спортивного мастерства


Этап высшего спортивного мастерства


До года


Свыше года

До трех лет

Свыше трех лет

Недельная нагрузка в часах

4,5-6

6-8

12-14

16-18

20-24

24-32

Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в часах

2

2

3

3

4

4

Наполняемость групп (чел)

Заполняется Организацией самостоятельно с учетом суммарного количества обучающихся на этапах (годах) спортивной подготовки



1.

Физическая подготовка:

101-133

110-140

214-220

238-274

275-328

309-427

Общая физическая подготовка

70-93

72-87

117-120

122-126

113-135

106-147

Специальная физическая

подготовка

31-40

38-53

97-100

116-148

162-193

203-280

2.

Техническая подготовка

78-107

105-134

197-210

230-247

285-310

320-404

3.

Тактическая подготовка

6-8

13-17

41-75

100-111

128-184

213-293

4.

Психологическаяподготовка

6-8

10-13

16-19

26-30

32-39

39-53


5.

Теоретическаяподготовка

6-8

10-13

16-22

27-30

32-39

45-66

6.

Аттестация

6-8

6-6

16-20

24-30

24-30

24-30

7.

Соревновательнаядеятельность

-

12-16

26-32

42-47

52-62

62-83

8.

Инструкторская практика

1-1

2-4

5-6

8-9

10-12

12-17

9.

Судейская практика

-

3-4

5-6

8-9

10-12

12-17

10.

Восстановительные мероприятия

3-6

6-24

30-40

40-50

80-100

80-100

11.

Медицинское

обследование

4-4

4-4

6-6

6-6

8-8

8-8

Вариативная часть, формируемая Организацией:

12.

Самоподготовка

23-31

31-41

52-72

83-93

104-124

124-166

13.

Интегральная подготовка

-

-

-

-

-

-

Общее количество часов в год

234-312

312-416

624-728

832-936

1040-1248

1248-1664


Таблица № 3


Годовой учебно-тренировочный план для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании словосочетание «ПОДА - пхумсэ» (I функциональная группа)








№ п/п







Видыподготовки

Этапы и годы подготовки

Этап начальной подготовки

Учебно- тренировочный этап(этап спортивной специализации)

Этап совершенствования спортивного мастерства


Этап высшего спортивного мастерства


До года


Свыше года

До трех лет

Свыше трех лет

Недельная нагрузка в часах

4,5-6

6-8

8-10

10-12

16-18

18-20

Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в часах

2

2

3

3

4

4

Наполняемость групп (чел)

Заполняется Организацией самостоятельно с учетом суммарного количества обучающихся на этапах (годах) спортивной подготовки



1.

Физическая подготовка:

95-129

118-171

125-151

146-178

228-261

270-285

Общая физическая подготовка

70-95

80-115

80-96

90-95

128-135

140-147

Специальная физическая

подготовка

25-34

38-56

45-55

56-83

100-126

130-138

2.

Техническая подготовка

84-111

115-137

116-120

109-110

150-155

160-170

3.

Тактическая подготовка

6-8

10-13

15-19

22-30

35-39

39-43

4.

Психологическаяподготовка

6-8

10-13

15-19

22-30

35-39

39-43


5.

Теоретическаяподготовка

6-8

10-13

15-22

25-33

32-39

45-50

6.

Аттестация

6-6

6-6

12-20

22-30

24-30

24-30

7.

Соревновательнаядеятельность

-

-

26-32

34-47

52-62

62-75

8.

Инструкторская практика

1-1

2-2

5-6

8-9

10-12

12-17

9.

Судейская практика

-

-

5-6

8-9

10-12

12-17

10.

Восстановительные мероприятия

3-6

6-12

30-40

40-50

80-100

80-100

11.

Медицинское

обследование

4-4

4-4

6-6

6-6

8-8

8-8

Вариативная часть, формируемая Организацией:

12.

Самоподготовка

23-31

31-41

41-52

52-62

83-93

93-104

13.

Интегральная подготовка

-

-

-

-

-

-

Общее количество часов в год

234-312

312-416

416-5204

520-624

832-936

936-1040


Таблица № 4


Годовой учебно-тренировочный план для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании словосочетание «ПОДА – пхумсэ» (II, III функциональные группы)








№ п/п







Видыподготовки

Этапы и годы подготовки

Этап начальнойподготовки

Учебно- тренировочный этап(этап спортивной специализации)

Этап совершенствования спортивного мастерства


Этап высшего спортивного мастерства


До года


Свыше года

До трех лет

Свыше трех лет

Недельная нагрузка в часах

4,5-6

6-8

10-12

12-14

16-18

20-22

Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в часах

2

2

3

3

4

4

Наполняемость групп (чел)

Заполняется Организацией самостоятельно с учетом суммарного количества обучающихся на этапах (годах) спортивной подготовки



1.

Физическая подготовка:

101-140

125-165

165-185

185-198

228-261

318-345

Общая физическая подготовка

70-95

76-105

100-110

110-115

128-135

160-180

Специальная физическая

подготовка

31-45

49-60

65-75

75-83

100-126

158-165

2.

Техническая подготовка

78-100

105-131

150-160

160-165

150-155

165-175

3.

Тактическая подготовка

6-8

13-17

37-66

66-80

120-125

131-141

4.

Психологическаяподготовка

6-8

10-13

15-19

19-30

35-39

39-42


5.

Теоретическаяподготовка

6-8

10-13

15-22

22-33

32-39

45-50

6.

Аттестация

6-6

6-6

12-20

20-30

24-30

24-30

7.

Соревновательнаядеятельность

-

-

28-32

32-46

52-62

62-75

8.

Инструкторская практика

1-1

2-2

5-6

7-9

10-12

12-17

9.

Судейская практика

-

-

5-6

7-9

10-12

12-17

10.

Восстановительные мероприятия

3-6

6-12

30-40

40-50

80-100

120-130

11.

Медицинское

обследование

4-4

4-4

6-6

6-6

8-8

8-8

Вариативная часть, формируемая Организацией:

12.

Самоподготовка

23-31

31-41

52-62

60-72

83-93

104-114

13.

Интегральная подготовка

-

-

-

-

-

-

Общее количество часов в год

234-312

312-416

520-624

624-728

832-936

1040-1144


Таблица № 5


Годовой учебно-тренировочный план для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании словосочетание «ПОДА - весовая категория» (I, II, III функциональные группы)









№ п/п







Видыподготовки

Этапы и годы подготовки

Этап начальной подготовки

Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации)

Этап совершенствования спортивного мастерства


Этап высшего спортивного мастерства


До года


Свыше года

До трех лет

Свыше трех лет

Недельная нагрузка в часах

4,5-6

6-8

10-12

16-18

20-22

22-24

Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в часах

2

2

3

3

4

4

Наполняемость групп (чел)

Заполняется Организацией самостоятельно с учетом суммарного количества обучающихся на этапах (годах) спортивной подготовки



1.

Физическая подготовка:

101-136

126-163

165-185

297-330

350-373

370-400

Общая физическая подготовка

76-98

94-99

100-110

164-175

185-195

190-206

Специальная физическая

подготовка

25-38

32-64

65-75

133-155

165-178

180-194

2.

Техническая подготовка

78-104

104-145

150-160

190-210

220-230

221-225

3.

Тактическая подготовка

6-8

13-17

37-66

85-90

112-125

127-130

4.

Психологическаяподготовка

6-8

10-13

15-19

25-30

35-39

39-42


5.

Теоретическаяподготовка

6-8

10-13

15-22

25-33

35-39

45-50

6.

Аттестация

6-6

6-6

12-20

25-30

24-30

24-30

7.

Соревновательнаядеятельность

-

-

28-32

35-46

52-62

62-75

8.

Инструкторская практика

1-1

2-2

5-6

8-9

10-12

12-17

9.

Судейская практика

-

-

5-6

8-9

10-12

12-17

10.

Восстановительные мероприятия

3-6

6-12

30-40

45-50

80-100

110-130

11.

Медицинское

обследование

4-4

4-4

6-6

6-6

8-8

8-8

Вариативная часть, формируемая Организацией:

12.

Самоподготовка

23-31

31-41

52-62

83-93

104-114

114-124

13.

Интегральная подготовка

-

-

-

-

-

-

Общее количество часов в год

234-312

312-416

520-624

832-936

1040-1144

1144-1248



Приложение № 2

программе спортивной  подготовки

по виду спорта «тхэквондо»




Перечень учебно-тренировочных мероприятий





№ п/п




Виды учебно- тренировочных мероприятий

Предельная продолжительность учебно-тренировочных мероприятий по этапам спортивной подготовки

(количество дней)


Этап начальной подготовки

Учебно- тренировочный этап

(этап спортивной специализации)


Этап совершенст- вования

спортивного мастерства


Этап высшего спортивного мастерства

1. Тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям




1.1.

Учебно- тренировочные мероприятия по подготовке

к международным спортивным

соревнованиям




-




-




21




21




1.2.

Учебно- тренировочные мероприятия по подготовке

к чемпионатам России, кубкам России,

первенствам России




-




14




18




21