Принята на заседании Педагогического совета Протокол № 6 «22» августа 2025г. | ««УТВЕРЖДАЮ» Директор МБУДО СШОР № 23 от «19» ноября 2025г. И.А. Зенищев . |
Программа работы по выявлению и поддержке одаренных детей
МБУДО СШОР № 23
на 2026-2031 гг.
г.Воронеж
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | Программа работы с одаренными детьми МБУДО СШОР № 23 на 2026-2031 гг. |
Разработчики Программы | Заместитель директора |
Исполнители программы | Педагогический коллектив МБУДО СШОР № 23 |
Цели и задачи программы | Цель программы. Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей Задачи программы.
|
Сроки реализации Программы | 2026-2031 годы |
Ожидаемые результаты от реализации Программы |
|
- Пояснительная записка
Проблема работы с одаренными обучающимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных спортивных школ для одаренных и талантливых детей или специальных групп для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок
«одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одаренный ребенок, юный спортсмен – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Работа с одаренными и способными обучающимися, их выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности СШ. Создание условий для развития одаренных детей, в отношении которых есть надежда на качественный результат в развитии их способностей, является одним из главных направлений в нашей работе.
Поэтому программа работы с одаренными и способными детьми спортивной школы предполагает:
- Создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. Необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых обучающихся, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Обязательное использование технологии портфолио и систематическое наполнение электронной базы данных «Одаренные дети».
- Развитие преподавательского потенциала: курсы повышения квалификации, курсовая переподготовка и самообразование педагогов.
В спортивной школе уважают личность ребенка, его развитие сопровождается через учебно-тренировочное занятие, через соревнования, и спортивно-массовую работу.
Основные идеи работы с одаренными детьми в СШ:
- способны все дети, только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления;
- одаренность лишь констатация внутренних особенностей ребенка, внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий;
- одарен каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой одаренности и создать необходимые условия для ее развития и реализации, что обеспечивается обогащенностью развивающей среды, включающей увлекающую ребенка деятельность, мотивацией его собственных активных усилий по совершенствованию своих способностей.
Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий тренеров-преподавателей, родителей, с целью создания благоприятных условий для совершенствования способностей у детей.
- Цели и задачи программы работы с одаренными и способными детьми
Понятие одаренности
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Цель программы. Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со
способностями, а также создание условий для оптимального развития детей
Задачи программы.
- Совершенствование системы работы с одаренными детьми на основе преемственности в обучении и осуществления здоровье сберегающих подходов с групп НП- 1 года обучения по ТГ-5 года обучения.
- Создание условий, способствующих организации работы педагогов с одаренными детьми в соответствии с реализацией их образовательных и творческих возможностей, связанных с доступом к современным информационным ресурсам обучающихся и педагогических работников образовательного учреждения.
- Совершенствование научно-методического и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
- Укрепление механизма взаимодействия школы, родителей, общественных организаций и партнеров образовательной сети в работе по созданию творческой, проблемно- ориентированной образовательной среды спортивной школы.
Механизмы реализации программы:
- Внедрение в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методов, учитывающих быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми.
- Совершенствование деятельности администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей обучающихся.
- Совершенствование технологии портфолио для построения индивидуальной траектории развития, как тренера, так и спортсмена.
- Организация социальной и психолого-педагогической подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми.
- Предполагаемые результаты и оценка результативности программы
В соответствии с заявленной целью предполагаются следующие результаты по итогам реализации программы:
- Создание системы выявления и поддержки одаренных детей с раннего возраста и до выпуска из спортивной школы.
- Создание образовательной среды, способствующей успешности обучающегося через проявления его способностей и сохранение физического и психического здоровья.
- Увеличение количества обучающихся на всех этапах обучения, имеющих высокие достижения на соревнованиях различного уровня.
- Развитие потенциала тренера-преподавателя в части компетентного выявления и сопровождения одаренных детей спортивной школы.
Оценка эффективности реализации программы будет отслеживаться по следующим критериям:
- Оценка динамики достижения обучающихся спортивной школы через учет количества посещенных соревнований и занятые призовые места.
- Оценка динамики достижения обучающихся спортивной школы через ведение портфолио одаренных детей их педагогами.
- Мониторинг состояния здоровья и комфортности пребывания обучающихся в спортивной школе, удовлетворенности обучающихся, родителей, общественности образовательным процессом в спортивной школе.
Реализация программы призвана также способствовать:
- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и спортивного потенциала обучающихся;
- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов и других специалистов для работы с одарёнными детьми;
- созданию условий для сохранения и укрепления здоровья одарённых детей;
- повышению качества образования и воспитания обучающихся в целом.
- Описание основных процессов реализации программы
- Информационно-методическое обеспечение процесса управления развитием одаренных детей
Задачи | Содержание деятельности |
постоянно действующую систему выявления одаренных детей |
|
2. Осуществлять информационное обеспечение процесса развития одаренных детей |
|
3. Осуществлять методическое обеспечение процесса развития одаренности | 1. Разработка практических рекомендаций по составлению индивидуальных планов развития одаренных детей |
- Обеспечение технологической готовности педагогов к решению проблем по поиску, выявлению и обучению одаренных детей
Задачи | Содержание деятельности |
|
|
2.Способствовать углублению и расширению знаний педагогов |
|
- Создание условий для развития и самореализации одаренных детей
Задачи | Содержание работы |
1. Обеспечить условия для самореализации интеллектуальных, творческих и спортивных способностей обучающихся | 1. Максимальная реализация плана спортивно-массовых мероприятий |
- Осуществление контроля процесса развития одаренных детей
Задачи | Содержание работы |
|
«Система работы с одаренными детьми» |
2. Осуществлять контроль качества учебно-методического обеспечения | 1. Изучение индивидуальных планов развития одаренных детей |
- Календарный план мероприятий.
Сроки и этапы реализации программы | Срок реализации программы: 2026-2031 г.г. |
I этап: Организационный (2026-2027 уч.г.)
| |
II этап: Аналитико-диагностический (ежегодно)
| |
III этап: Этап реализации (2026-2031 уч.г.)
| |
IV этап: Рефлексивно- обобщающий (2031г)
| |
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий | Коллектив школы, социальные и сетевые партнеры |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
современные образовательные технологии |
Система организации контроля | Контроль исполнения программы в целом осуществляет администрация школы, педагогический совет |
Объемы и источники финансирования программы | Бюджетные средства |
Мероприятия по реализации программы
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. Организационное направление | |||
1. | Утверждение программы «Одаренные дети» на Педагогическом совете | сентябрь 2026г. | Директор школы |
2. | Анализ работы педагогов по работе с одаренными детьми на заседании методического совета школы | февраль 2027г. | Зам. директора |
3. | Заседание Педагогического совета «Работа с одаренными детьми»
| январь 2027г. | Зам. директора |
2. Нормативно- правовое обеспечение | |||
1. | Разработка программ по работе с одаренными детьми | октябрь– декабрь 2026 | Зам. директора |
2. | Утверждение индивидуальных планов развития одаренных детей | сентябрь, ежегодно | Директор школы, зам. директора |
3. Научно-методическое направление | |||
1. | Организация ежегодного заседания Педагогического совета по работе с одаренными детьми | январь, ежегодно | Зам. директора |
2. | Создание банка данных одаренных детей | сентябрь 2026г. | Зам. директора, тренеры - преподаватели |
3. | Наполнение банка данных одаренных детей | ежегодно | Зам. директора, тренеры - преподаватели |
4. | Подготовка материалов с рекомендациями по работе с одаренными детьми | ежегодно | Зам. директора |
4. Создание условий для развития, поддержки одаренных детей и их творческого проявления | |||
1. | Проводить школьные мероприятия, направленные на стимулирование достижений детей:
| В течение всего периода | Зам. директора |
2. | Активизировать участие воспитанников в соревнованиях различного уровня | В течение всего периода | Тренеры - преподаватели | |
3. | Продолжить работу по совершенствованию форм взаимодействия с социальными партнерами и партнерами по образовательной сети | В течение всего периода | Администрация школы | |
5. Мониторинговая деятельность | ||||
Предмет мониторинга | Критерии оценки качества | |||
Образовательная деятельность | Качественные показатели: -удовлетворенность одаренных детей условиями развития, саморазвития, самовыражения -удовлетворенность родителей одаренных детей уровнем успешности, психологическим самочувствием, уровнем профессионализма учителей Количественные показатели: -число победителей соревнований -число обучающихся успешно сдающих нормативы по ОФП и СФП - ведение портфолио ученических достижений и портфолио тренера- преподавателя | |||
6. Контроль исполнения программы | ||||
Предмет контроля | 1. Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы с одаренными учащимися | |||