Программа работы по выявлению и поддержке одаренных детей в МБУДО СШОР №23

Принята на заседании Педагогического совета

Протокол № 6 «22» августа 2025г.

««УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБУДО СШОР № 23

от «19» ноября 2025г.

И.А. Зенищев

.











Программа работы по выявлению и поддержке одаренных детей

МБУДО СШОР № 23

на 2026-2031 гг.













г.Воронеж


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование

Программы

Программа    работы    с                       одаренными                       детьми                     МБУДО СШОР № 23 на 2026-2031 гг.

Разработчики

Программы

Заместитель директора

Исполнители

программы

Педагогический коллектив МБУДО СШОР № 23

Цели и задачи программы

Цель программы.

Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей

Задачи программы.

  1. Совершенствование системы работы с одаренными детьми на основе преемственности в обучении и осуществления здоровье сберегающих подходов с групп НП- 1 года обучения по ТГ- 5 года обучения.
  2. Создание условий, способствующих организации работы педагогов с одаренными детьми в соответствии с реализацией их образовательных и творческих возможностей, связанных с доступом к современным информационным ресурсам обучающихся и педагогических работников образовательного учреждения.
  3. Совершенствование научно - методического и психолого - педагогического сопровождения одаренных детей.
  4. Укрепление механизма взаимодействия школы, родителей, общественных организаций и партнеров образовательной сети в работе по созданию творческой, проблемно-ориентированной образовательной среды школы.


Сроки реализации

Программы

2026-2031 годы

Ожидаемые

результаты от реализации

Программы

  1. Создание системы выявления и поддержки одаренных детей с раннего возраста и до выпуска из школы.
  2. Создание образовательной среды, способствующей успешности обучающегося через проявления его способностей и сохранение физического и психического здоровья.
  3. Увеличение количества обучающихся на всех этапах обучения, имеющих высокие достижения на соревнованиях различного уровня.
  4. Развитие потенциала тренера-преподавателя в части компетентного выявления и сопровождения одаренных детей школы.

  1. Пояснительная записка

Проблема работы с одаренными обучающимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных спортивных школ для одаренных и талантливых детей или специальных групп для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.

Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок

«одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Способный, одаренный ребенок, юный спортсмен – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Работа с одаренными и способными обучающимися, их выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности СШ. Создание условий для развития одаренных детей, в отношении которых есть надежда на качественный результат в развитии их способностей, является одним из главных направлений в нашей работе.

Поэтому программа работы с одаренными и способными детьми спортивной школы предполагает:

  1. Создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. Необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых обучающихся, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Обязательное использование технологии портфолио и систематическое наполнение электронной базы данных «Одаренные дети».
  2. Развитие преподавательского потенциала: курсы повышения квалификации, курсовая переподготовка и самообразование педагогов.

В спортивной школе уважают личность ребенка, его развитие сопровождается через учебно-тренировочное занятие, через соревнования, и спортивно-массовую работу.

Основные идеи работы с одаренными детьми в СШ:

    • способны все дети, только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления;
    • одаренность лишь констатация внутренних особенностей ребенка, внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий;
    • одарен каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой одаренности и создать необходимые условия для ее развития и реализации, что обеспечивается обогащенностью развивающей среды, включающей увлекающую ребенка деятельность, мотивацией его собственных активных усилий по совершенствованию своих способностей.

Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий тренеров-преподавателей, родителей, с целью создания благоприятных условий для совершенствования способностей у детей.


  1. Цели и задачи программы работы с одаренными и способными детьми

Понятие одаренности

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Цель программы. Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со

способностями, а также создание условий для оптимального развития детей

Задачи программы.

  1. Совершенствование системы работы с одаренными детьми на основе преемственности в обучении и осуществления здоровье сберегающих подходов с групп НП- 1 года обучения по ТГ-5 года обучения.
  2. Создание условий, способствующих организации работы педагогов с одаренными детьми в соответствии с реализацией их образовательных и творческих возможностей, связанных с доступом к современным информационным ресурсам обучающихся и педагогических работников образовательного учреждения.
  3. Совершенствование научно-методического и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
  4. Укрепление механизма взаимодействия школы, родителей, общественных организаций и партнеров образовательной сети в работе по созданию творческой, проблемно- ориентированной образовательной среды спортивной школы.

Механизмы реализации программы:

  1. Внедрение в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методов, учитывающих быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми.
  2. Совершенствование деятельности администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей обучающихся.
  3. Совершенствование технологии портфолио для построения индивидуальной траектории развития, как тренера, так и спортсмена.
  4. Организация социальной и психолого-педагогической подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми.


  1. Предполагаемые результаты и оценка результативности программы

В соответствии с заявленной целью предполагаются следующие результаты по итогам реализации программы:

  1. Создание системы выявления и поддержки одаренных детей с раннего возраста и до выпуска из спортивной школы.
  2. Создание образовательной среды, способствующей успешности обучающегося через проявления его способностей и сохранение физического и психического здоровья.
  3. Увеличение количества обучающихся на всех этапах обучения, имеющих высокие достижения на соревнованиях различного уровня.
  4. Развитие потенциала тренера-преподавателя в части компетентного выявления и сопровождения одаренных детей спортивной школы.

Оценка эффективности реализации программы будет отслеживаться по следующим критериям:

  1. Оценка динамики достижения обучающихся спортивной школы через учет количества посещенных соревнований и занятые призовые места.
  1. Оценка динамики достижения обучающихся спортивной школы через ведение портфолио одаренных детей их педагогами.
  2. Мониторинг состояния здоровья и комфортности пребывания обучающихся в спортивной школе, удовлетворенности обучающихся, родителей, общественности образовательным процессом в спортивной школе.

Реализация программы призвана также способствовать:

    • созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и спортивного потенциала обучающихся;
    • созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов и других специалистов для работы с одарёнными детьми;
    • созданию условий для сохранения и укрепления здоровья одарённых детей;
    • повышению качества образования и воспитания обучающихся в целом.
  1. Описание основных процессов реализации программы


  1. Информационно-методическое обеспечение процесса управления развитием одаренных детей

Задачи

Содержание деятельности

  1. Создать эффективную и

постоянно действующую систему выявления одаренных детей

  1. Создание банка данных об одаренных детях
  2. Организация работы тренеров-преподавателей с одаренными детьми

2. Осуществлять информационное обеспечение процесса развития

одаренных детей

  1. Составление базы данных информации по вопросам одаренности
  2. Организация доступа к информации о процессе развития одаренных детей

3. Осуществлять методическое обеспечение процесса развития

одаренности

1. Разработка практических рекомендаций по составлению индивидуальных планов развития

одаренных детей

  1. Обеспечение технологической готовности педагогов к решению проблем по поиску, выявлению и обучению одаренных детей

Задачи

Содержание деятельности

  1. Способствовать повышению научно-теоретических знаний педагогов и руководителей школы            по работе с одаренными детьми
  1. Организация    заседания    педагогического    совета    для тренеров-преподавателей по работе с одаренными детьми
    • понятие одаренности в педагогике и психологии
    • специфика работы с одаренными детьми
    • формы и методы работы
    • особенности содержания учебных программ для одаренных детей

2.Способствовать углублению и        расширению        знаний

педагогов

  1. Организация курсовой подготовки и переподготовки
  2. Проведение заседаний педагогического совета школы
  1. Создание условий для развития и самореализации одаренных детей

Задачи

Содержание работы

1. Обеспечить условия для самореализации

интеллектуальных,

творческих     и     спортивных способностей обучающихся

1.    Максимальная   реализация   плана   спортивно-массовых мероприятий

  1. Осуществление контроля процесса развития одаренных детей

Задачи

Содержание работы

  1. Способствовать организации системно-деятельного подхода в работе с одаренными учащимися
  1. Изучение, анализ, обсуждение программы по работе с одаренными детьми
  2. Организация тематической проверки

«Система работы с одаренными детьми»

2.    Осуществлять    контроль    качества

учебно-методического обеспечения

1.  Изучение  индивидуальных  планов  развития

одаренных детей

  1. Календарный план мероприятий.

Сроки     и     этапы реализации

программы

Срок реализации программы: 2026-2031 г.г.

I этап: Организационный (2026-2027 уч.г.)

  • Совершенствование и дополнение имеющегося нормативно- правового обеспечения;
  • Организация подготовки педагогических работников к работе в контексте программы работы с одаренными детьми школы

II этап: Аналитико-диагностический (ежегодно)

  • Пополнение банка данных одаренных детей
  • Индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей обучающихся, разработка индивидуальных образовательных маршрутов
  • Сравнительный анализ результативности и степени активности участия обучающихся в соревнованиях

III этап: Этап реализации (2026-2031 уч.г.)

  • Выполнение мероприятий, определенных программой (см. Приложение)

IV этап: Рефлексивно- обобщающий (2031г)

  • Анализ результатов работы
  • Определение    проблем,     возникающих    в    ходе     реализации программы
  • Классификация и описание результатов программы работы с одаренными и способными детьми

Исполнители подпрограмм        и

основных мероприятий

Коллектив школы, социальные и сетевые партнеры

Ожидаемые конечные

результаты реализации программы

  • Совершенствование системы работы с одаренными детьми
  • Создание механизма индивидуального психолого- педагогического сопровождения обучающихся
  • Воспитание интеллектуальной, творческой, талантливой молодежи, способной к самореализации и профессиональному самоопределению в соответствии со способностями
  • Повышение качества обучения путем рационального использования   педагогических   кадров,   использующих

современные образовательные технологии

Система

организации контроля

Контроль исполнения программы в целом осуществляет администрация школы, педагогический совет

Объемы                 и

источники финансирования программы

Бюджетные средства

Мероприятия по реализации программы


п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.  Организационное направление

1.

Утверждение программы «Одаренные дети»

на Педагогическом совете

сентябрь


2026г.

Директор школы

2.

Анализ работы педагогов по работе с одаренными детьми на заседании методического совета школы

февраль 2027г.

Зам. директора

3.

Заседание Педагогического совета «Работа с одаренными детьми»

  • понятие одаренности    в педагогике и психологии
  • специфика работы с одаренными детьми
  • формы и методы работы
  • особенности      содержания      учебных программ для одаренных детей

январь 2027г.

Зам. директора

2. Нормативно- правовое обеспечение

1.

Разработка      программ      по      работе      с одаренными детьми

октябрь– декабрь

2026

Зам. директора

2.

Утверждение      индивидуальных      планов

развития одаренных детей

сентябрь,

ежегодно

Директор      школы,      зам.

директора

3. Научно-методическое направление

1.

Организация ежегодного заседания Педагогического совета по работе с одаренными детьми

январь, ежегодно

Зам. директора

2.

Создание банка данных одаренных детей

сентябрь

2026г.

Зам.    директора,

тренеры - преподаватели

3.

Наполнение банка данных одаренных детей

ежегодно

Зам.    директора,

тренеры - преподаватели

4.

Подготовка материалов с рекомендациями

по работе с одаренными детьми

ежегодно

Зам. директора

4. Создание условий для развития, поддержки одаренных детей и их творческого проявления

1.

Проводить           школьные мероприятия, направленные на стимулирование достижений детей:

  • награждение лучших спортсменов за спортивные достижения по итогам учебного года

В

течение всего периода

Зам. директора


2.

Активизировать участие воспитанников в соревнованиях различного уровня

В

течение всего

периода

Тренеры - преподаватели

3.

Продолжить работу по совершенствованию форм     взаимодействия     с     социальными

партнерами          и          партнерами          по образовательной сети

В

течение всего периода

Администрация школы

5. Мониторинговая деятельность

Предмет

мониторинга

Критерии оценки качества

Образовательная деятельность

Качественные показатели:

-удовлетворенность одаренных детей условиями развития, саморазвития, самовыражения

-удовлетворенность родителей одаренных детей уровнем успешности, психологическим самочувствием, уровнем профессионализма учителей Количественные показатели:

-число победителей соревнований

-число обучающихся успешно сдающих нормативы по ОФП и СФП

- ведение портфолио ученических достижений и портфолио тренера- преподавателя

6. Контроль исполнения программы

Предмет контроля

1. Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы с одаренными учащимися