2025


I. Теоретическая часть

В соответствии с ч.2 ст. 34.3 Федерального закона от 4 декабря 2007 г.

№329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» организации, осуществляющие спортивную подготовку, обязаны реализовывать меры по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним, в том числе ежегодно проводить с лицами, проходящими спортивную подготовку, занятия, на которых до них доводятся сведения о последствиях допинга в спорте для здоровья спортсменов, об ответственности за нарушение антидопинговых правил; знакомить лиц, проходящих спортивную подготовку под роспись с локальными нормативными актами, связанными с осуществлением спортивной подготовки, а также с антидопинговыми правилами по соответствующим виду или видам спорта.

Меры, направленные на предотвращение применения допинга в спорте и борьбе с ним, включают следующие мероприятия:

  • проведение ежегодных семинаров/лекций/уроков/викторин для спортсменов и персонала спортсменов, а также родительских собраний;
  • ежегодное   обучение   ответственных   за   антидопинговое   обучение   в организациях, осуществляющих спортивную подготовку;
  • ежегодная оценка уровня знаний.

Всемирный антидопинговый Кодекс является основополагающим и универсальным документом, на котором основывается Всемирная антидопинговая программа в спорте. Антидопинговые правила, как и правила соревнований, являются спортивными правилами, по которым проводятся соревнования. Спортсмены принимают эти правила как условие участия в соревнованиях и обязаны их соблюдать.

Допинг определяется как совершение одного или нескольких нарушений антидопинговых правил. К нарушениям антидопинговых правил относятся:


  1. Наличие запрещенной субстанции, или ее метаболитов, или маркеров в пробе, взятой у спортсмена.
  2. Использование или попытка использования спортсменом запрещенной субстанции или запрещенного метода.
  3. Уклонение, отказ или неявка спортсмена на процедуру сдачи проб.
  4. Нарушение    спортсменом   порядка   предоставления    информации    о местонахождении.
  5. Фальсификация или попытка фальсификации любой составляющей допинг- контроля со стороны спортсмена или иного лица.
  6. Обладание запрещенной субстанцией или запрещенным методом со стороны спортсмена или персонала спортсмена.
  7. Распространение или попытка распространения любой запрещенной субстанции или запрещенного метода спортсменом или иным лицом.
  8. Назначение или попытка назначения спортсменом или иным лицом любому спортсмену в соревновательном периоде запрещенной субстанции или запрещенного метода, или назначение или попытка назначения любому спортсмену во внесоревновательном периоде запрещенной субстанции или запрещенного метода, запрещенного во внесоревновательный период.
  9. Соучастие или попытка соучастия со стороны спортсмена или иного лица.
  10. Запрещенное сотрудничество со стороны спортсмена или иного лица.
  11. Действия спортсмена или иного лица, направленные на воспрепятствование или преследование за предоставление информации уполномоченным органам.

В отношении спортсмена действует «принцип строгой ответственности». Персональной обязанностью каждого спортсмена является недопущение попадания запрещенной субстанции в его организм, а также неиспользование запрещенного метода. Всемирное антидопинговое агентство обращает особое внимание на использование спортсменами пищевых добавок, так как во многих странах правительства не регулируют соответствующим образом их производство. Это означает, что ингредиенты, входящие в состав препарата, могут не соответствовать субстанциям, указанным на его упаковке.

Информация о видах нарушений антидопинговых правил, сервисах по проверке препаратов, рисках использования биологически активных добавок, процедуре допинг-контроля, а также о документах, регламентирующих антидопинговую деятельность, должна быть размещена на информационном стенде организации, осуществляющей спортивную подготовку. Также должен быть актуализирован раздел «Антидопинг» на сайте организации со всеми необходимыми материалами и ссылками на сайт РАА «РУСАДА».


I. План антидопинговых мероприятий



Спортсмены

Вид программы


Тема

Ответственный за

проведение мероприятия

Сроки проведения




















Этап

начальной подготовки





1.Веселые старты





«Честная игра»





Тренеры-преподаватели: Быкова И.В., Мартынов Н.А., Провоторова А.Г.





Сентябрь 2025; март 2026


2.

Теоретическое занятие

«Ценности спорта. Честная игра»

Ответственный за антидопинговоеобеспечение в регионе



1 раз в год






3. Проверка

лекарственных препаратов (знакомство с международным стандартом

«Запрещенный список»)


Сервис по проверке препаратов на сайте РАА «РУСАДА»

http://list.rusada.ru/










Тренеры-преподаватели: Мануковский П.Н., Диденко С.В., Провоторов Г.А.









1 раз в месяц




4.Антидопинговая викторина




«Играй честно»

Ответственный за антидопинговое обеспечение в регионе



По назначению

РУСАДА






5. Онлайн обучениена сайте РУСАДА1

Ссылка на онлайн- курсы РУСАДА: https://course.rusada.ru/







Спортсмены






Февраль 2026














6.

Родительское собрание











«Роль родителейв процессе

формирования антидопинговой культуры»














Тренеры-преподаватели: Павленко И.Ф., Бобровник В.Э., Кожухова С.В., Сосонный Д.А.













Ноябрь 2025; май 2026











7. Семинар длятренеров

«Виды нарушений антидопинговых правил»,


«Роль тренера и родителей в процессе

формирования антидопингов ой культуры»



Ответственны й за антидопинговое обеспечение в регионе


РУСАДА






1-2 раза в год









1Обращаем внимание на то, что прохождение онлайн-курса РУСАДА возможно с возраста не менее 7 лет. Для спортсменов 7 -13 лет на портале онлайн-образования РУСАДА с 2022 г. доступен онлайн-курс Ценности спорта. Для спортсменов 14 лет и старше доступен Антидопинговый онлайн-курс. Данный курс рекомендован для прохождения спортсменами и персоналом спортсменов национальных и региональных сборных команд.






















Тренировочны й этап (этап спортивной специализации)




1.Веселые старты




«Честная игра»





Тренеры-преподаватели: Оплачко С.С.,

 Быкова И.В.,

Мануковский П.Н., Провоторова А.Г.





Октябрь 2025; апрель 2026






2.Онлайн обучениена сайте РУСАДА2

Ссылка на онлайн- курсы РУСАДА: https://course.rusada.ru/







Спортсмены






Февраль 2026





3.Антидопинго вая викторина




«Играй честно»

Ответственны й за антидопинговое обеспечение в регионе



По назначению


РУСАДА








4.Семинар для

спортсменов и тренеров




«Виды нарушений антидопинговых правил»


«Проверка лекарствен ых средств»





Ответственны й за антидопинговое обеспечение в регионе


РУСАДА








1-2 раза в год










2Обращаем внимание на то, что прохождение онлайн-курса РУСАДА возможно с возраста не менее 7 лет. Для спортсменов 7 -13 лет на портале онлайн-образования РУСАДА с 2022 г. доступен онлайн-курс Ценности спорта. Для спортсменов 14 лет и старше доступен Антидопинговый онлайн-курс. Данный курс рекомендован для прохождения спортсменами и персоналом спортсменов национальных и

региональных сборных команд.















5.Родительское собрание











«Роль родителейв процессе

формирования антидопинговой культуры»














Тренеры-преподаватели: Оплачко С.С., Быкова И.В., Мануковский П.Н., Провоторова А.Г.














Ноябрь 2025; май 2026









Этап совершенство-вания спортивного мастерства,


Этап высшего спортивного мастерства




1.Онлайн обучениена сайте РУСАДА

Ссылка на онлайн- курсы РУСАДА: https://course.rusada.ru/






Спортсмены






Февраль 2026








2.Семинар

«Виды нарушений антидопинговых правил»


«Процедура допинг- контроля»


«Подача запросана ТИ»





Ответственны й за антидопинговое обеспечение в регионе


РУСАДА








1-2 раза в год

«Система АДАМС»






Определениятерминов

Антидопинговая деятельность – антидопинговое образование и информирование, планирование распределения тестов, ведение Регистрируемого пула тестирования, управление Биологическим паспортом спортсмена, проведение тестирования, организация анализа проб, сбор информации и проведение расследований, обработка запросов на получение Разрешения на терапевтическое использование, обработка результатов, мониторинг и обеспечение исполнения применяемых последствий нарушений, а также иные мероприятия, связанные с борьбой с допингом, которые осуществляются антидопинговой организацией или от ее имени в порядке установленном Всемирный антидопинговый кодексом и (или) международными стандартами.

Антидопинговая организация – ВАДА или Подписавшаяся сторона, ответственная за принятие правил, направленных на инициирование, внедрение и реализацию любой части процесса Допинг-контроля. В частности, Антидопинговыми организациями являются Международный олимпийский комитет, Международный паралимпийский комитет, другие Организаторы крупных спортивных мероприятий, которые проводят Тестирование на своих Спортивных мероприятиях, Международные федерации и Национальные антидопинговые организации.

ВАДА - Всемирное антидопинговое агентство.

Внесоревновательный период – любой период, который не является соревновательным.

Всемирный антидопинговый Кодекс (Кодекс) – основополагающий и универсальный документ, на котором основывается Всемирная антидопинговая программа в спорте. Цель Кодекса заключается в повышении эффективности борьбы с допингом в мире путем объединения основных элементов этой борьбы.

Запрещенная субстанция – любая субстанция или класс субстанций, приведенных в Запрещенном списке.

Запрещенный список – список, устанавливающий перечень Запрещенных субстанций и Запрещенных методов.

Запрещенный метод – любой метод, приведенный в Запрещенном списке.

Персонал спортсмена – любой тренер, инструктор, менеджер, агент, персонал команды, официальное лицо, медицинский, парамедицинский персонал, родитель или любое иное лицо, работающие со спортсменом, оказывающие ему медицинскую помощь или помогающие спортсмену при подготовке и в участии в спортивных соревнованиях.


РУСАДА – Российское антидопинговое агентство «РУСАДА».

Соревновательный период – период, начинающийся в 23:59 накануне дня спортивного соревнования, на котором запланировано участие спортсмена, и заканчивающийся в момент окончания соревнования или процесса отбора проб, относящегося к данному соревнованию, в зависимости от того, что позднее.

Спортсмен – любое Лицо, занимающееся спортом на международном уровне (как это установлено каждой Международной федерацией) или национальном уровне (как это установлено каждой Национальной антидопинговой организацией). Антидопинговая организация имеет право по собственному усмотрению применять антидопинговые правила к Спортсмену, который не является Спортсменом ни международного, ни национального уровня, распространяя на него определение «Спортсмен». В отношении Спортсменов, которые не являются Спортсменами ни международного, ни национального уровня, Антидопинговая организация может действовать следующим образом: свести к минимуму Тестирование или не проводить Тестирование вообще; анализировать Пробы не на весь перечень Запрещенных субстанций; требовать предоставления меньшего количества информации о местонахождении или вообще не требовать ее предоставления; не требовать заблаговременной подачи запросов на Разрешения на терапевтическое использование. Однако если Спортсмен, находящийся под юрисдикцией Антидопинговой организации и выступающий на уровне ниже международного и национального, совершает нарушение антидопинговых правил, предусмотренное в статьях 2.1, 2.3 или 2.5, то к нему применяются Последствия, предусмотренные Кодексом. Для целей статей 2.8 и 2.9, а также для проведения информационных и образовательных программ Спортсменом является любое Лицо, занимающееся спортом под юрисдикцией любой Подписавшейся стороны, правительства или другой спортивной организации, которая приняла Кодекс.


Приложение №1

Пример программы мероприятия «Веселые старты»

Целевая аудитория:

  • спортсмены этапа начальной подготовки.

Цель:

  • ознакомление юных спортсменов с ценностями спорта и принципами честной игры.
  • формирование “нулевой терпимости к допингу”.

План реализации:

  • проведение интерактивных занятий с использованием методических рекомендаций РУСАДА.

Мы предлагаем темы, для иллюстрации которых Вы можете придумать игры, связанные с Вашим видом спорта:

  • равенство и справедливость;
  • роль правил в спорте;
  • важность стратегии;
  • необходимость разделения ответственности;
  • гендерное равенство.

Также    Вы    можете    воспользоваться    следующими    играми   (которые    основаны   на рекомендациях ВАДА, сформулированных в пособии «Sport values in every classroom»).



    1. Равенство и справедливость


Правила: все участники располагаются на разном расстоянии от корзины и пытаются попасть в неё мячиком, не двигаясь с места.

Цель: показать участникам важность проведения соревнований в равных для всех условиях. Какие вопросы необходимо задать спортсменам:

  • кто из участников оказался в более/менее выгодном положении?
  • что необходимо изменить в правилах, чтобы сделать соревнования справедливыми и равными?

2 вариант

Правила: участники делятся на 2 команды. Каждой команде изначально дают разный спортивный инвентарь (мяч и обруч/теннисная ракетка или баскетбольный мяч и пляжный мяч). Первая пара участников, удерживая предмет (мяч, обруч и т.д.) одной рукой, бежит до конуса, обегает его и меняет руки удерживая предмет, затем возвращается к своей команде и передает предмет следующим игрокам.

Цель: показать участникам важность проведения соревнований в равных для всех условиях. Какие вопросы необходимо задать спортсменам:

  • какая команда оказалась в более/менее выгодном положении?
  • что необходимо изменить в правилах, чтобы сделать соревнования справедливыми и равными?
  • можно повторить эстафету выбрав для команд уже одинаковый спортивный инвентарь.



    1. Роль правил в спорте

Правила: игроки делятся на две команды, занимающие две противоположные стороны поля. Один из игроков всегда находится в зоне своей команды. Остальные члены обеих команд остаются в общей зоне (посередине площадки). Их задача – перенаправить игроку любым удобным способом, находящемуся в зоне их команды, наибольшее количество мячей.

Цель: показать необходимость наличия и соблюдения правил в спорте. Какие вопросы необходимо задать спортсменам?

  • как бы вы могли улучшить данную игру?
  • какие правила необходимо добавить, чтобы сделать эту игру более равной (например, запретить перебрасывать мяч напрямую игроку, находящемуся в зоне команды)?


  1. Ценности спорта

Заранее распечатать карточки со словами/словосочетаниями, которые относятся к ценностям спорта (честность, дружба, уважение, здоровье, воля к победе, смелость, работа над собой, справедливость, равенство, порядочность, успех, признание, солидарность,


мужество, решимость, сила воли, командный дух, правильное питание, распорядок дня и т.д.) и которые противоречат ценностям спорта (обман, допинг, оскорбление, ложь, скандал, унижение, победа любой ценой, высокомерие, наркотики и т.д.). Карточки могут быть как с одинаковыми словами для обеих команд, так и с разными (на усмотрение организатора).

Правила: выбрать из каждой команды по 10-12 человек. Участникам необходимо добежать до стола, выбрать карточку со словом, которое относится к ценностям спорта и вернуться с ней обратно в свою команду. Передать эстафету следующему участнику. По окончании эстафеты проверить у команд выбранные слова на предмет ценностей спорта.

Цель: объяснить участникам, что противоречит ценностям спорта. Какие вопросы необходимо задать спортсменам?

  • что не относится к ценностям спорта?
  • почему допинг является негативным явлением в спорте?


  • можно взять распечатанные слова в руки и наглядно показать.


  1. Финальная игра

Заранее распечатать буквы на листах А4, из которых нужно составить фразу “МЫ ЗА ЧЕСТНЫЙ СПОРТ !” (слово МЫ можно заменить названием вида спорта, например: “ТЕННИС ЗА ЧЕСТНЫЙ СПОРТ !”).

Правила: ведущий раздаёт участникам обеих команд по одному листу с буквой. За определенное время (30 сек-1 мин) они должны собрать одну общую фразу “МЫ ЗА ЧЕСТНЫЙ СПОРТ !”, выстроившись в один ряд. Когда участники соберут фразу, ведущий поздравляет участников игры (акцентируя свою речь на ценностях спорта) и делает общее фото (участники держат в руках буквы, сохраняя фразу).

Цель: объединить участников обеих команд по девизом “Мы за честный спорт !”.


Приложение №2

Программа мероприятия на тему «Запрещённый список и ТИ» Целевая аудитория:

  • спортсмены всех уровней подготовки;
  • персонал спортсменов (медицинский персонал, тренеры).

Цели:

  • ознакомление с Запрещенным списком;
  • формирование навыков по проверке препаратов с помощью специальных сервисов;
  • обозначение риска, связанного с использованием БАДов;
  • ознакомление с процедурой получения разрешения на ТИ.

Обязательные темы:

  1. Принцип строгой ответственности
    • спортсмен несет ответственность за всё, что попадает в его организм.
  2. Запрещенный список
    • критерии включения субстанций и методов в Запрещенный список;
      • отвечает любым двум из трех следующих критериев: наносит вред здоровью спортсмена;

противоречит духу спорта; улучшает спортивные результаты.

      • маскирует использование других запрещенных субстанций.
    • Запрещенный список обновляется как минимум 1 раз в год;
    • Запрещенный список публикуется на официальном сайте ВАДА, а русскоязычная версия – на официальном сайте РУСАДА.
  1. Сервисы по проверке препаратов
    • list.rusada.ru
    • принципы проверки (вводить полное название препарата, обращать внимание на комментарии (запрещено всё время или только в соревновательный период, максимальная дозировка и т.д.)
  2. Опасность БАДов
    • регулируются    только    Роспотребнадзором        отличие    от    лекарственных препаратов, рынок которых контролируется Министерством здравоохранения);
    • менее строгие стандарты качества;
    • риск производственной халатности.
  3. Оформление разрешения на ТИ
    • критерии получения разрешения на ТИ;
    • процедура подачи запроса (в какой орган, где найти бланк, как заполнить);
    • процедура рассмотрения запроса (каким органом, в какие сроки);
    • ретроактивное разрешение на ТИ.

Рекомендованные источники:

Всемирный антидопинговый кодекс (ред. 1 января 2021 года)

Обзор основных изменений во Всемирном антидопинговом кодексе 2021 Запрещенный список (актуальная версия)

Общероссийские антидопинговые правила (утв. Министерством спорта РФ 24 июня 2021 г.)





Целевая аудитория:



Программа для родителей (1 уровень)


Приложение №3


  • родители учащихся общеобразовательных учреждений;
  • родители     спортсменов     этапов     начальной     подготовки     в     учреждениях, осуществляющих подготовку спортивного резерва.

Направлена на:

    • определение    важности   влияния   среды    на    формирование   антидопинговой культуры спортсмена;
    • ознакомление родителей с действующими антидопинговыми правилами;
    • формирование у родителей необходимых навыков для общения со спортсменами в «группе риска»;
    • формирование у родителей необходимых навыков для соблюдения принципов антидопинговой безопасности.

План презентации/доклада (на основе презентации в Приложении №4):

    • определение допинга согласно Всемирному антидопинговому кодексу;
    • виды нарушений антидопинговых правил;
    • роль влияния среды на формирование антидопинговой культуры спортсмена;
    • роль родителей в системе профилактики употребления допинга;
    • группы риска;
    • проблема допинга вне профессионального спорта;
    • знакомство с онлайн-курсом https://course.rusada.ru/;
    • сервисы    по    проверке    лекарственных   препаратов    на    наличие   в    составе запрещенных субстанций;
    • последствия допинга;
    • деятельность Российского антидопингового агентства «РУСАДА».

Рекомендованные источники:

Всемирный антидопинговый кодекс (ред. 1 января 2021 года)

Обзор основных изменений во Всемирном антидопинговом кодексе 2021 Запрещенный список (актуальная версия)

Общероссийские антидопинговые правила (утв. Министерством спорта РФ 24 июня 2021 г.)





Целевая аудитория:



Программа для родителей (2 уровень)


Приложение №5


    • родители спортсменов, принимающих участие в мероприятиях, входящих в Единый Календарный План.

Направлена на:

    • определение важности влияния среды на формирование антидопинговой культуры спортсмена;
    • ознакомление родителей с действующими антидопинговыми правилами;
    • ознакомление с видами ответственности персонала за нарушение антидопинговых правил;
    • ознакомление родителей с информацией о пулах тестирования и системе ADAMS;
    • раскрытие этапов процедуры допинг-контроля;
    • ознакомление с актуальной версией Запрещенного списка и сервисом по проверке лекарственных препаратов;
    • ознакомление с порядок получения разрешения на ТИ;
    • формирование у родителей необходимых навыков для общения со спортсменами в «группе риска»;
    • формирование у родителей необходимых навыков для соблюдения принципов антидопинговой безопасности.

План презентации/доклада (на основе презентации в Приложении №6):

    • актуальные документы в сфере антидопингового законодательства;
    • определение допинга согласно Всемирному антидопинговому кодексу;
    • виды нарушений антидопинговых правил;
    • профессиональное сотрудничество с персоналом спортсмена,

отбывающим дисквалификацию за нарушение антидопинговых правил.

    • ответственность     спортсмена     и     персонала     спортсмена     за нарушение антидопинговых правил;
    • сервисы по проверке лекарственных препаратов на наличие в составе запрещенных субстанций;
    • процедура допинг-контроля;
    • пулы тестирования и система ADAMS;
    • правила оформления запросов на терапевтическое использование (ТИ).

Рекомендованные источники:

Всемирный антидопинговый кодекс (ред. 1 января 2021 года)

Обзор основных изменений во Всемирном антидопинговом кодексе 2021 Запрещенный список (актуальная версия)

Общероссийские антидопинговые правила (утв. Министерством спорта РФ 24 июня 2021 г.)